search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: Сенатский дворец в Кремле

4 мин. на чтение

Круглое культовое сооружение древние греки называли толосом. Римляне же подобному сооружению, окруженному колоннадой, увенчанному куполом, дали имя «ротонда».

Предел покоя, высшего совершенства, лаконичная, вместе с тем величественная форма цилиндра была созвучна не только функции храма, но баптистерия — крестильни или даже мартирия — святилища мучеников.

Достаточно беглого перечисления хрестоматийных примеров для понимания того, сколь живо магия круга завораживала представителей гильдии зодчих: храм Весты в Тиволи, римский Пантеон и собор Св. Петра, вилла «Ротонда» Андреа Палладио, «Храм дружбы» в Павловске, церковь Рождества Богородицы в Подмоклово, Ротонда Джона Рэдклиффа в Оксфорде, парижский собор Дома инвалидов, Капитолий в Вашингтоне…

1884

Той же классической ясностью, абсолютной гармонией, благородной простотой был очарован и замечательный русский архитектор, во многом определивший облик нашего города.

285-летие со дня рождения Матвея Федоровича Казакова отмечается в этом году.

В пору царствования Екатерина II приняла решение перевести два сенатских департамента, судебный и ведавший правами дворян, в Москву. Сам же главный законосовещательный орган Российской империи, Сенат, находился в Санкт-Петербурге.

Составлять проект Дома присутственных мест, или Здания судебных установлений, предстояло тогда еще сравнительно молодому и не столь известному сотруднику Экспедиции по строению Кремлевского дворца Матвею Казакову, кстати, выигравшему архитектурный конкурс. Участников состязания было всего два. Второй — тогда уже автор Воспитательного дома Карл Иванович Бланк.

1884

Екатерина, надо полагать, возглавившая жюри, утвердила приглянувшееся ей проектное предложение Казакова в 1776 году.

Стройку Здания судебных установлений решено было развернуть на месте уже разобранных дворов князей Юрия Юрьевича Трубецкого, Юрия Федоровича Барятинского и упраздненной, погоревшей в 1701 году церкви святых Косьмы и Дамиана, она располагалась к северу от Чудова монастыря. Выбранный участок не то чтобы удобный: с трех сторон его ограничивали здание Цейхгауза, Кремлевская стена и упомянутый Чудов монастырь, уже при советской власти разрушенный. Карл Бланк, между прочим, не был забыт — первый год он руководил строительством объекта.

Сложной конфигурации Матвей Казаков придал форму равнобедренного треугольника с разделенным на три части обширным внутренним двором. Два малых двора образовались внутри корпусов.

Вершину треугольника архитектор отметил четырехэтажным корпусом с торжественным круглым залом, предназначенным для заседаний дворянства и совершения судебных актов. Этот объем Казаков перекрыл пологим куполом — ротондой диаметром 24,7 метра, наделив ее функцией ориентира. Таким образом ротонда воспарила над восточной стеной древнего Кремля и сыграла заметную роль в дальнейшем развитии ансамбля Красной площади.

1972

Фасады трехэтажных корпусов, срезанные углы зданий автор украсил ризалитами, массивным антаблементом, подчеркнул пилястрами дорического ордера. «Присутственные места» — сооружение, замкнутое в себе, сообщало настроение классической сдержанности, известной респектабельности и, по выражению Пушкина, «однообразной красивости», воплощающей государственный порядок.

Во двор вела триумфальная въездная арка с ионическим портиком и фронтоном. Подобный арочный же мотив дублировался рисунком фасадов. Башня, оказавшаяся в непосредственной близости от казаковской постройки, стала называться Сенатской.

На куполе дворца правосудия красовалась скульптура Георгия Победоносца, безвозвратно утраченная во времена наполеоновского нашествия. Возможно, она расплавилась в огне пожара. Вскоре на ее место водрузили четырехгранный столб с императорской короной и надписью «Законъ», после революции 1917 года, разумеется, сменившийся флагштоком с алым знаменем.

В 1995 году на купол возвратился бронзовый Георгий Победоносец, выполненный Александром и Владимиром Цигалями. Скульпторы по сохранившимся гравюрам восстановили утерянное произведение.

Под куполом же Казаков расположил круглую залу 7 метров в высоту, названную Екатерининской. Обозрев оную в 1787 году, высочайшая заказчица обратилась к архитектору со словами восторга: «Я не ожидала, чтобы ты так мог восхитить Меня! Так, как превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то Моего совершенного удовольствия».

Еще бы! Внутреннюю поверхность ротонды, ее средний ярус, поддерживаемый коринфскими колоннами, с подобающей пышностью украшали 18 лепных горельефов (работа австрийского мастера Иоганна Юста), аллегорически прославляя деяния императрицы Екатерины II. Надписи, к примеру, гласили: «Своею опасностью других спасает» (имелась в виду прививка оспы Екатериной), «Пустыни превращает в грады» (поселение иностранных колонистов), «И север художества рождает» (учреждение Академии художеств), «Не дань, a законы приемлет» (желание жить по закону), «И вы подобно подвизаетесь» (учреждение ордена Св. Георгия) и др.

Жену Казакова Агриппину Семеновну растроганная императрица одарила своей перчаткой, автору же проекта пожаловала чин надворного советника, бриллиантовый перстень и тысячу рублей денег.

Говорят, современники не были уверены в надежности конструкции гигантского купола Сената. Но отважный Матвей Федорович в момент демонтажа деревянного каркаса ротонды взобрался на самый верх и простоял там довольно долго, демонстрируя прочность своего детища.

Наполеон в нем расквартировал два французских полка. Пожар 1812 года не пощадил здание Сената, которое значительно погорело. Есть сведения, что в середине XIX столетия великолепный зал с барельефами некоторое время даже служил амбаром, где поместилось «500 000 кулей муки».

После восстановительных работ в Кремле император Александр I расположил в казаковской постройке три департамента правительствующего Сената, а также Кремлевскую экспедицию, Межевую канцелярию, Статное и Остаточное казначейства. Круглая же зала была отдана архиву и департаменту Военного министерства.

Александр II усилил роль Сената как хранителя законности. Здание передали Министерству юстиции. Архитектор Константин Семенович Афанасьев провел реставрационные работы в здании, приспособив его к публичному судоговорению. Сенат полностью передается в ведение Министерства юстиции.

В 1918 году Сенатский дворец избрал своей резиденцией Владимир Ильич Ленин: занял квартиру бывшего царского прокурора на третьем этаже Сената. На втором этаже разместился рабочий аппарат ВЦИК. Здание Сената с 1991 года — рабочая резиденция президента РФ.

 Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: