Евгения Гершкович

Дом недели: швейцарское шале в Кусково

3 мин. на чтение

Несметное состояние Шереметевых — неопровержимый факт, удостоверенный размахом и роскошью объектов недвижимости, им принадлежавшей и, к счастью, уцелевшей.

Представители этого аристократического рода на протяжении столетий сохраняли положение и имущество. Самые деятельные из них приумножали богатство, в то же время дорожа родовым пристрастием к искусству и продолжая традиции меценатства.

Таким был и граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844–1918), внук актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой и Николая Петровича Шереметева. Он владел многочисленными дворцами и усадьбами, в том числе Фонтанным домом в Петербурге, на фронтоне которого был высечен фамильный девиз Deus conservat omnia — «Бог сохраняет все», Наугольным домом на Воздвиженке в Москве, подмосковными имениями Вороново, Остафьево. Последнее граф уберег от разорения, открыл там первый общедоступный Пушкинский музей, в парке поставил памятники Жуковскому, Карамзину, писавшему здесь «Историю государства Российского», и остальным обитателям «Русского Парнаса».

1886

Когда его дочь Мария с княжной Екатериной Павловной Вяземской (внучкой Петра Андреевича Вяземского) выходила замуж, Сергей Дмитриевич выкупил и подарил ей усадьбу Введенское близ Звенигорода. Во многом благодаря этому сохранилась великолепная постройка архитектора Львова.

Сергей Шереметев, человек тонкого ума, высокого образования, был соучредителем Общества любителей древней письменности, руководил Обществом ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III и Комитетом попечительства о русской иконописи. Перу графа принадлежит свыше 250 статей по отечественной истории.

Потомок петровского фельдмаршала, Сергей Дмитриевич Шереметев стал последним хозяином Кусково. Эта родовая вотчина Шереметевых была объединена с землями Черкасских, когда его прадед Петр Шереметев сочетался браком с Варварой Черкасской, за которой дали огромное приданое.

На землях расширенного Кусково Петр Шереметев тогда предался осуществлению причудливых своих проектов — строительству роскошного дворца, окруженного грандиозным парком на французский манер, с павильонами, оранжереями, гротами, кунсткамерами, созданию коллекции древностей и крепостного театра.

Сергей Дмитриевич Шереметев провел в Кусково годы безмятежного детства, а потом с охотой продолжил семейные традиции. Особенно преуспел он по части проведения пышных праздников и приема именитых гостей. Дважды ему довелось принимать в своем имении императора Александра III с семейством во время частного (в 1884 году) и официального (в 1886 году) визитов.

К этому моменту в парке Кусково уже стоял Швейцарский домик, предназначенный для детей графа. Сергей Дмитриевич Шереметев в 1870 году заказал проект этого альпийского шале профессору архитектуры Императорской Академии художеств Николаю Леонтьевичу Бенуа.

Архитектор Бенуа построил для Шереметевых достаточно много: служебный флигель Фонтанного дома и ворота, украшенные гербом, надгробие семейной усыпальницы в Александро-Невской лавре, ансамбль поместья Высокое в Смоленской губернии, оранжерею в Кусково, увы, не сохранившуюся, и др.

Проникновенный зодчий, практик, знаток исторических стилей, Николай Леонтьевич Бенуа был еще и основоположником блестящей династии, отцом художников Александра, Альбера, Леонтия Бенуа. «Папа из всех архитекторов своего времени был, несомненно, наиболее чуткой художественной натурой», — писал Александр Бенуа.

Николай Леонтьевич родился в Петербурге, и творчество его связано преимущественно с этим городом. Швейцарский домик — редкий и интереснейший пример московской практики Николая Бенуа. И относится он ко времени увлечения различными вариантами исторических стилей, этакой «эпошистостью». Все его мельчайшие детали, как это было принято у Бенуа, тщательно прорисованы. Прообразом шале в Кусково служили для Николая Леонтьевича жилые домики в Швейцарии, в селениях Майринген и Унтерзеен в кантоне Берн. Рисунки этих построек хранились в альбоме со времен пенсионерской поездки архитектора по окончании Императорской Академии художеств. «А что за прелесть были путевые альбомы моего отца. Сколько в каждом пейзажном мотиве было вложено чувства природы, сколько понимания в каждом “портрете здания”, сколько во всем меткости, вкуса и мастерства», — писал его сын Александр Бенуа.

Двухэтажная парковая постройка, выполненная из дерева, вписанная в окружение классицистических дворцовых сооружений Кусково, смотрится несколько диковинно, даже игрушечно. Первый этаж этого очаровательного шале, где разместилась мыльня (баня), расписан под клиновидную кирпичную кладку — явный оммаж стоящему неподалеку Голландскому домику, так же, но на век раньше, разрисованному «мнимыми кирпичами».

По всему периметру второго этажа над первым нависает балкон — терраса, украшенная деревянной ажурной резьбой. Двускатная крыша, укрывающая от непогоды, покоится на фигурных деревянных опорах и укреплена консольными балками. Фасад отмечен многолопастными арками, решетчатыми окошками и выразительным деревянным крыльцом, стоящим на фигурных опорах. На балкон ведет лестница с резными перилами.

Есть воспоминания свидетеля посещения Кусково Александром III: «От Голландского домика все пошли к Швейцарскому, летнему помещению детей графа.  Здесь Государь сел на диван и стал шутить с детьми, рассматривая их учебные книги… »

Швейцарский домик (ул. Юности, 2, стр. 4), находящийся к западу от дворца, в настоящий момент является признанным объектом культурного наследия федерального значения. Его пространства заняты администрацией музея Кусково. Известно, что в интерьере сохранилась угловая печь, облицованная белым кафелем с голубой каймой.

В самое ближайшее время объект ожидает реставрация.

Фото: Максим Мухин, Московский музей-усадьба «Останкино»/russiainphoto.ru

Подписаться: