search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: скоропечатня Левенсона в Трехпрудном переулке

4 мин. на чтение

В Трехпрудном переулке в 1892 году родилась Марина Цветаева. Деревянный домик об одиннадцати комнатах не сохранился: растащили на дрова в революцию.

Марина Ивановна любила этот уголок Москвы:

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.

Принесшие ей славу первые сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» восемнадцатилетняя поэтесса напечатала, причем за свой счет, в типографии, что находилась от дома в шаговой доступности.

Скоропечатня А. А. Левенсона (Трехпрудный переулок, 9) тогда уже считалась верхом престижа. Отвечавшая практически за всю полиграфию, связанную с коронацией императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, в 1896 году типография была удостоена солидного статуса поставщика императорского двора.

На этом заказе Министерства императорского двора значительно поднялся Александр Александрович Левенсон. Бизнес он начал в 1881 году с того, что выкупил типографскую машину и ручной типографский станок у Набилковского коммерческого училища. С 1-й Мещанской улицы Левенсон перевез оборудование в Рахмановский переулок. Там находился дом его отца, известного московского врача, доктора медицины и акушера Александра Борисовича Левенсона.

У начинающего мастера печатного дела, однако, не обошлось без эксцессов: в 1892 году в доме в Рахмановском переулке случился пожар, погубивший типографское оборудование, а с ним и продукцию. Левенсон не думал унывать и довольно скоро оправился от невзгод и даже увеличил объемы.

В 1884 году Левенсону, запустившему собственное дело, скоропечатню, крупно повезло — он получил заказ и начал печатать ежедневную общественно-политическую и литературную газету «Новости дня», которую издавал Абрам Липскеров, к слову сказать, предок известного современного нам писателя Михаила Липскерова.

За подписью «Антоша Чехонте» в «Новостях дня» публиковал свои ранние вещицы Антон Павлович Чехов, в том числе повесть «Драма на охоте».

В газете можно было почитать фельетоны Власа Дорошевича или опусы публициста Александра Амфитеатрова.

В июне 1884 года Левенсон в своей тогда еще совсем небольшой типографии издает 1200 экземпляров книги «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте».

Предприниматель, на радость клиентов, демонстрировал высокое качество печати, издавая художественные альбомы известных живописцев, в том числе Валентина Серова и Константина Коровина, детскую литературу, билеты и программки спектаклей Императорских театров.

Скоропечатня бурно развивается и дорастает до положения «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона».

Производство до того расширилось, что его хозяин уже может себе позволить купить участок земли, причем не в промзоне, а практически на Тверской, в Трехпрудном переулке. Там он затевает строительство нового здания и приглашает Федора Осиповича Шехтеля, архитектора, слава которого начинает набирать обороты.

Александр Левенсон уже был знаком с Шехтелем как с книжным иллюстратором и виртуозным рисовальщиком, мастером виньеток. В его типографии печатались афиши развлекательного сада «Эрмитаж», оформленные молодым Шехтелем.

И вот в 1900 году зодчий проектирует для развернувшегося полиграфиста целый производственно-издательский комплекс, куда включает блок типографии (с литографским цехом, фотоцинкографией, словолитней, переплетной мастерской), объем административного корпуса и сторожку, соединенную с ним металлической оградой с криволинейным рисунком.

Индустриальное по своей функции здание Шехтель стилизует под готический замок, украшенный арками, пузатыми эркерами, круглым окном, башенками и шпилями.

Мастер стиля модерн создает живописную игру разнообразных объемов. Центр фасада автор проекта, однако, превращает в подобие древнерусского терема, а гребень завершает надписью с названием фирмы. Над левым окном был помещен рельеф, изображающий мастеров-печатников со станком. А вестибюль украшается рельефным портретом Иоганна Гутенберга, первого типографа Европы.

По стенам скоропечатни Шехтель в свободном порядке разбросал каменный узор в виде цветов, плодов и листьев, в том числе несколько раз повторил рисунок чертополоха. В облицовке фасада он применил глазированный кирпич и штукатурку.

Результат заказчик оценил и о новой типографии отозвался так: «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый “новый стиль”».

В изысканности внутреннее убранство ничуть не уступало внешнему. Здесь появляется напоминающая волну лестница из искусственного мрамора со светильником на первой площадке — прием, который мощно будет развит в следующей по времени и ставшей самой знаменитой постройке Федора Осиповича Шехтеля, особняке Степана Павловича Рябушинского на Малой Никитской.

Кстати, почти одновременно со скоропечатней Шехтель выполнял другой заказ семьи Левенсонов, Александра Александровича и его жены Софьи Яковлевны. Он строил для них деревянную дачу в неорусском стиле на территории нынешнего Ново-Переделкино.

В начале 1917 года Левенсон продает скоропечатню Земгору, созданному князем Георгием Львовым комитету Всероссийских земского и городского союзов, главному по снабжению армии и оказанию помощи участникам Первой мировой войны. Однако в конце того же года произошла революция, типографский комплекс был национализирован большевиками, открывшими в нем государственную типографию треста «Мосполиграф» Московского совета народного хозяйства, преобразованную в Ордена Трудового Красного Знамени Московскую типографию «Искра революции».

Сегодня на фасаде скоропечатни Левенсона внимательный прохожий наверняка заметит гранитную мемориальную доску, сообщающую, что в 1922 году в здании был проведен первый в советской стране сбор пионерского отряда. На торжественной линейке присутствовали 52 пионера. Вот причина переименования Патриарших прудов в Пионерские. Топоним, кстати, не прижился.

В 2013–2016 годах здание скоропечатни удостоилось комплексной реставрации. Сегодня шехтелевское творение в Трехпрудном переулке выставлено на продажу по цене 1 млрд рублей.

Фото: Евгений Чесноков, mos.ru, pastvu.com

Подписаться: