search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Дом недели: станция метро «Сокольники»

, 4 мин. на чтение
Дом недели: станция метро «Сокольники»

В 7 часов утра 15 мая 1935 года свои двери открыли 13 станций первого пускового участка Московского метрополитена.

Восемьдесят семь лет назад движение начиналось от станции «Сокольники» до «Охотного Ряда» и далее шло по разветвлению — до «Парка культуры» и «Смоленская».

Всю ночь люди стояли у павильонов, мечтая оказаться в числе первых пассажиров. В метро пропускали по билетам двух цветов: красные — до «Сокольников», желтые — обратно.

История сохранила имя первого пассажира нового транспортного учреждения столицы. Им стал товарищ Латышев Петр Николаевич. Ударник труда, рабочий завода «Красный пролетарий» с гордостью сообщал многотиражке «Рабочая Москва»: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена “Сокольники” я купил у кассирши Васильевой билет №1 серии “А” и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади. Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живет человек, капиталист, который собирает первые билеты метро. “Вот пошли ему свой билет, — приставал ко мне иностранец, — заработаешь”. Нет, не пошлю я в Америку свой драгоценный билет №1. Я его как святыню, как документ моей большой жизни буду хранить».

Пролетарский поэт Владимир Маяковский посвятил метрострою строчки в несколько частушечной манере:

Что такое! Елки-палки!
По Москве — землечерпалки.
Это улиц потроха
вырывает МКХ.

МКХ тебе не тень
навело на майский день.
Через год без всякой тени
прите в метрополитене.

Буржуёв замашки были —
покатать в автомобиле.
Я полезу с Танею
в метрополитанию.

В 1931 году, когда деревня активно двинулась в город, Москва буквально распухала от миллионов жителей и притока населения. Транспортной системе уже не удавалось справиться с этой проблемой. Трамвайный коллапс, перегрузка магистралей, систематические заторы ускорили наконец решение вопроса об уходе под землю, иными словами, о строительстве метро, «главном средстве быстрых и дешевых людских перевозок». Впрочем, в России дискуссия о нем велась еще с начала ХХ века, но проекты продолжали оставаться на бумаге.

Наконец 10 декабря 1931 года во двор дома №13 по улице Русаковской в районе Сокольников пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. «Какой странный наклонный ход во дворе… » — изумлялись жители окрестных домов.

Примечательно, что за прокладку подземных транспортных коммуникаций взялись довольно поспешно, еще до прояснения полной гидрогеологической картины московских недр. Мало того, что грунты здесь отличались особой сложностью, наличием плавунов, так еще присутствовало русло реки Рыбинки.

В местах, в XVII столетии населенных сокольниками, специальными слободскими людьми, готовящими соколов для царской охоты, появился первый павильон советского метро. Большая буква М поднялась над аркой с двусторонним входом, расположенной на аллее, ведущей к парку «Сокольники». Автором логотипа стал и автор самой станции Иван Георгиевич Таранов (1906–1979).

Тогда еще молодой, начинающий архитектор вскоре станет рекордсменом по числу созданных им станций метро. Из одиннадцати девять, включая «Сокольники», спроектировал он совместно с супругой, Надеждой Александровной Быковой, две — с коллегой, Ираидой Георгиевной Петуховой.

По реализованным проектам Ивана Таранова для столичной подземки легко следить за «дуновениями ветра» в самой советской архитектуре: в тяготевших к аскетизму формах «Сокольников» и «Белорусской-радиальной» читаются приметы ар-деко, художественное оформление «Новокузнецкой» и «Белорусской-кольцевой» транслирует сталинскую помпезность, последствия хрущевской борьбы с излишествами — на «ВДНХ» и «Спортивной», нашествие типовых «сороконожек» — это «Щелковская» и «Проспект Вернадского», попытки модернизма брежневских времен — это «Тургеневская» и «Площадь Ногина» («Китай-город»).

Любопытно, что для каждого пересадочного узла новатор предусматривал вариант двухъярусной станции, проекта, для воплощения которого вечно не хватало средств.

Родился Иван Таранов в Зергже Пултуского уезда Варшавской губернии в дворянской семье военного инженера. Вторую часть своей настоящей фамилии Таранов-Белозеров ему пришлось убрать, дабы не обнаружилось происхождение.

Учился на архитектурном факультете Харьковского политехнического института, в кузнице лучших кадров метростроя, среди выпускников которого Алексей Душкин, Самуил Кравец, Яков Лихтенберг. Несмотря на то что профессиональная практика Ивана Таранова была связана преимущественно с метро, в портфолио архитектора имеются и гражданские объекты. По окончании вуза ему полагалась полугодовая командировка в Америку, однако вместо нее выпускник отправляется вместе с отцом в Донбасс, строит шахтерские поселки в Рубежанске, Горловке, Сталино, кинотеатр в Запорожье.

Тридцатишестиквартирный дом завода «Красный котельщик» в Таганроге, спроектированный Тарановым, стал первым в СССР круглым в плане зданием.

В 1932 году с группой молодых специалистов Таранов был направлен в Москву воздвигать подземные дворцы. В 1936 году за параболический ангар из прозрачных металлоконструкций зодчий был удостоен первой премии на конкурсе. Это был проект павильона «Механизация» для будущей ВСХВ.

Что же касается образного решения станции метро «Сокольники», то ее наземный, почти парковый павильон Иван Таранов превратил чуть ли не в парадные ворота — пропилеи, одев в масштабный руст, фланкируя статуями реальных советских спортсменов, данных в мощных ракурсах, будто бы это «Дискобол» и «Дорифор».

Торцы стен автор покрыл густым слоем барельефов, посвященных метростроевцам-первопроходцам, размноженных мотивов триумфального шествия античных героев. Этот продольный скульптурный фриз был выполнен скульптором Петром Вениаминовичем Митковицером по эскизу самого Таранова.

Авторами же скульптур спортсменов выступали Николай Иванович Шильников, ученик Сергея Волнухина, и Саул Львович Рабинович, ученик Александра Матвеева. Фигуры были утрачены, но в 2018 году воссозданы и возвращены на место. Также на потолке вестибюля «Сокольников» восстановили 50 лет без малого бывший замурованным круглый уникальный витраж из стекла и металла, изображающий красную звезду.

Торцы наземного вестибюля были также отмечены каменными вазонами. Интерьер входной зоны архитектор украсил палладианскими лестницами, ведущими в полукруглый подземный зал и разделяющими пассажиропоток.

Перронный зал «Сокольников» облицован мрамором коелга и белым марблитом, путевые стены — светло-желтой керамической плиткой, коридоры и кассовый зал — грузинским мрамором садахло и уральским прохоро-баландинским. Некогда бывший асфальтовым пол сегодня выложен серым и черным гранитом. Стандартные люминесцентные светильники без рассеивателей теперь заменили собой люстры-шары. Проект «Сокольников», первой станции Московского метрополитена, в 1937 году удостоился Гран-при на Международной выставке в Париже.

Фото: Максим Мухин

Подписаться: