search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: усадьба графа Остермана на Делегатской

4 мин. на чтение

Всероссийский музей декоративного искусства готовится отметить день рождения в старинной усадьбе «Дом Остермана», которую занимает с 1981 года.

В 1626 году овдовевший царь Михаил Романов искал себе новую жену, мать будущего наследника престола. Евдокия Лукьяновна Стрешнева в «шорт-лист» смотра невест не вошла. Однако Михаилу Федоровичу девица незнатного дворянского рода приглянулась «красотой, обходительностью и кротким нравом». И хоть строгая царская родительница инокиня Марфа сим выбором довольна не была, он женился. Евдокия Стрешнева подарила мужу душевный покой, счастье и положила начало трехсотлетней династии Романовых, родив сына, будущего царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Собственно говоря, что от нее и требовалось.

Отец невесты, Лукьян Стрешнев, в честь торжественного события был обласкан, пожалован в окольничие, дарован имениями и угодьями в семи уездах, что сделало боярина одним из богатейших землевладельцев государства. Усадьба в начале Божедомского переулка в Москве теперь принадлежала Стрешневу.

Самая большая из окружавших Земляной вал, она получила название «Стрешнев огород» и переходила в наследство по линии семейства Стрешневых, возвысившегося благодаря родству с Романовыми.

Хозяин имения в 1660-е годы, где уже имелись хоромы на каменном подклете и сад с прудами, четвероюродный брат Евдокии Лукьяновны, стольник Родион (Ирадион) Матвеевич Стрешнев — один из воспитателей Петра I. Затем во владение вступает его сын, Иван Родионович Стрешнев (1665–1738), петровский сподвижник, участвовавший в формировании потешных полков молодого наследника престола. С первой женой, Натальей Львовной Вельяминовой-Зерновой, у Стрешнева были сыновья Петр, Василий и дочь Марфа.

Марфу Ивановну Стрешневу, статс-даму Екатерины I, Петр I выдает замуж за выходца из Вестфалии, тайного советника Генриха Иоганна Фридриха Остермана (Андрея Ивановича). Свадьба состоялась в воскресенье 21 января 1721 года.

Стараниями Андрея Остермана проводились многие петровские реформы, составлялась табель о рангах, преобразовывалась Коллегия иностранных дел. Звезда вице-канцлера, занимавшего высокие посты при Меншикове и Анне Иоанновне, закатилась с восшествием на престол Елизаветы Петровны. Граф был арестован, предан суду, приговорен к колесованию и навечно сослан в Березов, где и скончался. Марфа Ивановна, любившая мужа безгранично и преданно, последовала за ним в Сибирь, хотя законом ей эта мера не предписывалась. В 1750 году вдовствующая фрау Остерман возвратилась в Москву.

Усадьбу на Божедомке (Делегатская улица, 3) тем временем ее брат, Василий Стрешнев, успел приукрасить каменными апартаментами, жилыми хоромами и флигелями. В 1782 году двор оформляется полукругом оград. В 1792 году владение отходит племяннику, Ивану Андреевичу Остерману (1725–1811), младшему сыну вице-канцлера Остермана. Надо сказать, что внимание властей к сыновьям опального графа не ослабевало, ибо было известно, что Андрей Остерман хранил в голландских банках довольно крупную сумму, получить которую могли теперь лишь его наследники.

Иван Остерман составил успешную дипломатическую карьеру, находясь кавалером посольства на службе в Париже до 1760 года, оттуда был направлен чрезвычайным посланником в Стокгольм. В 1774 году возвратился в Петербург, был возведен в действительные тайные советники, пожалован в звание сенатора. Уйдя в отставку при Павле, поселившийся в Москве граф принимал посетителей «не иначе как в малиновом тулупе и в желтых туфлях». В 1809 году усадьбу Остермана проездом из Твери посетил император Александр I.

При Остермане имение на Божедомке расширилось и приобрело законченный классический облик. Колонный портик трехэтажного каменного дома взмыл над аркадой входа. Флигели надстроились еще одним этажом и прихотливо соединились изогнутыми проходными галереями. Парадный двор, курдонер, с романтическими парком украсился двумя декоративными прудами. К 1812 году появилась еще пара двухэтажных корпусов, во время войны сгоревших, но через десять лет восстановленных. Так как имя автора проекта история не донесла, есть мнение, что им мог быть или Матвей Казаков, или кто-то из его учеников.

«Парк состоял из трех широких аллей и нескольких меньших, пересекающихся друг с другом под прямыми углами. Густые посадки вязов и платанов давали приют певчим птицам и придавали парку Воксхолл облик лесной чащи. Холсты с изображением руин и пейзажей, расставленные в конце некоторых аллей, павильоны и специально подсвеченные статуи создавали иллюзорный эффект сада», — писала в своих воспоминаниях англичанка Кэтрин Вильмонт, побывавшая в гостях у Ивана Остермана.

Граф с супругой, Александрой Ивановной Талызиной, дочерью адмирала, потомства не оставили. Указом Екатерины II от 1796 года титул перешел внуку сестры Ивана Остермана, Анны — Александру Ивановичу Толстому.

Согласно составленному завещанию парк и дом в Божедомском переулке должны были сохранить имя Дома графа Остермана и оставаться только в семейном пользовании. В 1827 году генерал от инфантерии, бесстрашный герой наполеоновских войн Александр Остерман-Толстой, не поладив со вступившим на престол новым императором Николаем I, решил навсегда уехать в Италию. Граф закладывает усадьбу в Опекунский совет.

В 1834 году против воли покойного Ивана Остермана внучатый племянник продает имение Святейшему Синоду за 100 тысяч рублей для размещения здесь Московской духовной семинарии. Архитектор Михаил Быковский занимается восстановлением классицистического великолепия послепожарной усадьбы с парадным курдонером и переустройством ее под новые нужды.

В 1920–1930 годы в имении XVIII века, коим некогда владело семейство Остерманов, теперь уже ночевали делегаты, прибывающие в Москву на съезды Советов. Божедомский переулок переименовали в Делегатскую улицу. После войны во дворце обосновались Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР, а в 1981 году — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. В его фонды влились коллекция созданного в 1885 году Кустарного музея Сергея Тимофеевича Морозова и собранные научно-исследовательским институтом художественной промышленности материалы. Мебель Талашкино и Абрамцево, ювелирные изделия Фаберже, лаковая миниатюра, народная игрушка, художественные эмали, старинные самовары, кабинетная скульптура, стекло заводов Гарднера, Мальцева, агитационный фарфор и многое другое хранится в музее. Его нередко сменяющимся директорам всегда мечталось, чтобы вверенная их заботам институция вызывала ассоциации с лондонским Музеем Виктории и Альберта, тем не менее богатейшее собрание экспонировалось лишь отчасти, а открытие постоянной экспозиции состоялось только в 2017 году.

21 июля Всероссийский музей декоративного искусства, занимающий старинную усадьбу «Дом Остермана» (объект культурного наследия федерального значения), будет отмечать свой день рождения.

Фото: пресс-служба Всероссийского музея декоративного искусства

Подписаться: