Дом недели: усадьба Замятина—Третьякова на Гоголевском бульваре
Сергей Михайлович Третьяков был полной противоположностью своему скромному и необщительному старшему брату Павлу, имевшему прозвище Архимандрит.
Предпочитал светскую жизнь, поездки за границу, приемы и фасонистые каблуки.
Как только отпрыск богатого купца, владельца процветающей фирмы — Новой Костромской мануфактуры льняных изделий, женился, тут же принялся давать балы. Молодая жена Сергея Третьякова, Елизавета, была дочерью «хлопчатобумажного короля» Сергея Алексеевича Мазурина: среди купеческих династий было принято укреплять бизнес с помощью браков.
Согласно мемуару, у Третьяковых «танцевали до упаду, до зари». Во время бала шестнадцатилетняя Елизавета Сергеевна трижды переодевалась «то в вишневое платье с бриллиантами, то в белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то в палевое “тюль-иллюзион”». К тому же после каждого переодевания личный парикмахер заново укладывал ее прическу.
Двадцатидвухлетний Сергей Третьяков веселился и радовался жизни. В 1857 году у молодых родился наследник, сын Николай. Вторых родов Елизавета Сергеевна не перенесла, в 1860 году скончалась. Умерла и дочь Мария. Оставшись вдовцом, Сергей Михайлович ушел с головой в работу, занялся организацией оптового сбыта товара и возглавил парижское отделение семейной фирмы. Все больше времени Третьяков проводил в Париже. Сын Коля воспитывался у бабушки Александры Даниловны Борисовой и в доме тетушки Надежды Михайловны Гартунг в Обыденском переулке.
В Европе Сергей Третьяков, подобно брату Павлу, который увлекся коллекционированием уже в 1856 году, проникся художественными интересами и загорелся идеей собирательства. Предпочтение он отдавал французским мастерам второй половины XIX столетия, обожал барбизонскую школу, покупая полотна Милле, Руссо, Коро, Добиньи. «Порыв ветра» Камиля Коро, ныне хранящийся в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина, очень аккомпанирует импульсивному нраву Сергея Третьякова.
Живой характер берет верх. Третьяков начинает устраивать вечера с танцами, имея приятный баритон, берет уроки вокала. Провдовствовав восемь лет, состоятельный купец женится вновь. Дворянка. Елена Андреевна Матвеева была «девушкой образованной, оригинальной красоты. Она имела изумительные покатые плечи, бледное, чуть-чуть одутловатое лицо, тяжелый жгут волос на затылке и крошечные руки, которыми очень гордилась».
Сергей Третьяков |
Елена Третьякова |
Для ведения блестящей светской московской жизни был куплен новый дом. То была старинная усадьба XVIII века, отмечающая самую бровку Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара, где прежде были стены Белого города.
Каменные палаты возводил еще внук «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова, князь Петр Александрович Меншиков. Главный дом, правда, тогда выходил воротами и парадным фасадом в Знаменский переулок.
Дом Третьякова, 1880
Следующий хозяин имения, полковник Андрей Егорович Замятин, эту ситуацию изменил: дом (Гоголевский бульвар, 6, стр. 1) перестроил, украсил шестиколонным портиком, расширил пристройками и развернул на 180 градусов. Впоследствии усадьба отходит Дмитрию Михайловичу Львову, блестящему военному, участнику битвы при Бородино, члену «по искусственной части» комиссии для постройки Храма Христа Спасителя.
От него владение на бульваре переходит в руки почетной гражданки, купчихи Ольги Андреевны Мазуриной (урожденной Зевакиной). У дальней родственницы своей первой жены покупает в 1871 году усадьбу и участок Сергей Михайлович Третьяков. Классицистическое здание было решено основательно перестроить на модный манер, в неорусском, в русско-византийском, если точнее, стиле. Пригласили архитектора, Александра Степановича Каминского, Третьяковым приходившегося зятем: он был женат на их сестре Софье Михайловне.
Парадная лестница
Старинные каменные своды зодчий обновляет, сменив на более актуальное перекрытие — железобетонные конструкции монье, что стало одним из первых применений оных в Москве в подобном масштабе. Внутренние покои декорируются в самых разных стилях. Здесь были залы готический со средневековым камином, барочный, романский, рокайльный. В украшении интерьера богато использовались искусственный мрамор, штофные ткани, бронза, ценнейшие породы дерева. Стены покрывали лепнина и резной декор. Вход в дом отметили кованым чугунным зонтом на четырех колонках с фронтоном.
Для художественной коллекции владельца проектом предусматривается флигель в два света. Стоит отметить, что Сергей Третьяков собирал не только западную, но и русскую живопись. Он приобрел «Птицелова» Василия Перова, «Украинскую ночь» Архипа Куинджи, «Бабушкин сад» Василия Поленова. Для полотна «Лунная ночь» Ивану Крамскому позировала Елена Третьякова, вся в белом присевшая на скамью в парке.
Бальный зал
В 1877 году Сергея Михайловича Третьякова назначают московским городским головой. Причем на эту должность купец избирался дважды. В списке заслуг городского головы Третьякова — организация торжеств в Москве в связи с открытием на Тверском бульваре памятника Пушкину, инициатива сбора пожертвований «на нужды воинов» в годы Русско-турецкой войны, создание Московской консерватории.
Третьяков с детства был увлечен музыкой и очень дружил с Николаем Рубинштейном. К слову сказать, в пианиста-виртуоза и дирижера была влюблена его супруга, Елена Андреевна Третьякова. У нее на руках Рубинштейн и умер в 1881 году.
Ссылаясь на астму, дама, известная своей вздорностью, предпочитала большую часть времени проводить за границей. Брак Третьяковых оказался бездетным и закончился тем, что Елена Андреевна от мужа ушла.
Вера Николаевна Третьякова, невестка Сергея Михайловича, сетовала в переписке: «Жаль, что жизнь Сережи так грустно устроилась — вечно один дома».
Столовая
После внезапной кончины Сергея Третьякова от разрыва аорты в 1894 году дом на бульваре продается предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, известнейшему дореволюционному политическому деятелю, издателю газеты «Утро России», журнала «Слово церкви» и еженедельника «Голос старообрядчества». После 1917 года владение национализируют большевики и устраивают в роскошных покоях карательную организацию, Революционный трибунал. Довольно долго бывший дом Третьякова занимают службы Министерства обороны СССР, пока в 1986 году, не без помощи Раисы Максимовны Горбачевой, усадьбу не передают Советскому фонду культуры, тогда руководимому академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В 1993 году Фонд культуры возглавил кинорежиссер Никита Сергеевич Михалков.
Совсем недавно департамент культурного наследия провел экспертизу объекта культурного наследия России федерального значения, сопроводив описанием всех ценных деталей. Таким образом, определился предмет охраны, с учетом которого в дальнейшем будут проходить все реставрационные работы исторического здания в центре нашего города.
Фото:© Владимир Чинин/Фотобанк Лори, Tretyakov Gallery Manuscript Department, ©Vasiliy/moscowwalks.ru, pastvu.com