В посаде Большие Соли Костромской губернии в семье потомственного священника Арсения Стефановича Виноградова на свет появились братья, будущие живописец и инженер-технолог.
Став известным мастером солнечных пейзажей и усадебных интерьеров, Сергей Арсеньевич Виноградов не остался в стороне от приемов импрессионизма. Разносторонность интересов старшего сына отца Арсения поражает по сей день. Выпускник Петербургского технологического института Николай Арсеньевич Виноградов был автором проектов железнодорожных мостов, станционных элеваторов, нефтеразборных резервуаров, мастерских при паровозных депо, конструктором паровых котлов, холодильников и сжатых решетчатых стержней.
Он исследовал тогдашние методы хлебоперевозки и внедрял в этой отрасли инновационные методы. Но главное, инженер Виноградов стал создателем новых типов водоемных зданий Рязанско-Уральской железной дороги, способ установки которых позволил сэкономить на материалах и площади.
Во второй половине 1890-х годов Общество Рязанско-Уральской железной дороги решило внедрить этот тип водоемных зданий, отличавшихся «некоторою оригинальностью, как в отношении внешней своей формы, так и в отношении способа установки в них водяных баков».
А водоемная, иными словами, водонапорная, башня в те времена являлась непременным элементом любого паровозного депо. Поскольку расстояние между пунктами водоснабжений составляло на трассе 60 верст, были затруднения в промежуточном водоснабжении и ремонте баков без прекращения работы.
Николай Виноградов эту проблему решил оригинально, предложив устанавливать в одной водоемной башне не один металлический бак, а два, один над другим. Каждую деталь инженер продумал до мелочей.
Строительство таких инженерных сооружений, как круглые башни, особой дороговизной не отличалось. Высота их зависела от объема бака цилиндрической формы с запасом воды — четырехкубового, шестикубового или же восьмикубового. Значительный напор воды из верхнего бака способствовал быстрому наполнению. Баки располагались там, где в башне были окна — на втором или третьем этаже. С первого на второй этаж вела расположенная вдоль стены винтовая чугунная лестница, а выше устраивались уже подвесные лестницы. Можно было обойтись без наружной лестницы: в кольцевых фермах каждого бака предусматривался люк для прохода на верхний уровень башни.
Зимой нужно было отапливать здание. Тогда на первом этаже ставили водоподогреватель, к которому подключали баки. Сквозь них также проходила дымовая труба, дававшая часть тепла. Комплекты труб, идущих к каждому баку, окрашивали в определенный цвет, что исключало путаницу.
При необходимости ремонта баки можно было отключать от труб по отдельности. Поплавки в баках соединялись с семафорами, в свою очередь сообщающими внешнему миру о состоянии уровня воды. Отсутствие воды означало опущенное крыло семафора, горизонтальное положение — наивысший уровень. Если насосная станция находилась от башни на значительном расстоянии, наблюдать за семафорами было затруднительно. Приходилось организовывать телефонную связь.
Стены башни возводили из кирпича местного производства на известковом растворе. Бутовый камень на цементе шел на фундамент и цоколь.
Водоемные башни по этому типовому проекту на Рязанско-Уральской железной дороге были построены на станциях Бирюлево, Домодедово, Барыбино, Михнево, Жилево, Кашира, Ожерелье, Богатищево, Узуново, Серебряные Пруды, Венев, Триполье, Михайлов, Милославское. Сохранилась единственная (1-й Павелецкий проезд, 1/42, корп. 2, стр. 1) — на станции Москва-Товарная, построенная в 1898 году.
Объект культурного наследия регионального значения представляет собой характерный пример узорчатой кладки из темно-красного кирпича со штукатурными вставками. Цилиндр прорезан фигурными окнами с двойными рамами, даже в виде шестигранных звезд.
Каким-то чудом уцелели внутренняя лестница, два клепаных железных бака, столярные заполнения окон, прямоугольный входной портал с веерным замковым камнем, килевидные наличники и карнизы. Увы, утрачен восьмигранный железный купол-фонарь. Но его обещают скоро восстановить, так как долгие годы заброшенная виноградовская водоемная башня встала на реставрацию.
В аренду на 49 лет по программе «рубль за квадратный метр» ее взяла компания «Артли галерея», основанная художником Лилит Геворгян. В 2013 году она была признана министерством культуры Италии одной из лучших художниц за последние сто лет.
Объект культурного наследия площадью 25 кв. м (плюс участок земли площадью 47 кв. м) станет коммерческой галереей. Пространство поделят на пять зон. В вершине башни устроят офис. Согласно правилам льготной аренды, реставрация должна быть завершена не позднее чем через пять лет.
Фото: Максим Мухин, @mos_sobyanin, wikimapia.org, watertowers.ru