Дом недели: здание Кригскомиссариата на Космодамианской набережной
Хрестоматийный памятник русского классицизма стоит на Болотном острове, затянутый плотной сеткой. Едва ли под ней просматривается ход запланированных масштабных реставрационных работ. Последний раз объект культурного наследия федерального значения (Космодамианская наб., 24, стр. 1) приводили в порядок в конце 1990-х годов.
Еще при Петре I в русской армии было создано ведомство, ответственное за денежное довольствие ратных людей, обеспечение их снаряжением, обмундированием и названное Кригскомиссариатом. Krieg в переводе с немецкого означает «война».
Во времена строительной лихорадки в Москве в эпоху правления императрицы Екатерины II, стремившейся обновить древнюю столицу, был составлен так называемый Прожектированный план Москвы 1775 года. В прожектах, кстати, чрезвычайно соответствовавших передовым идеям французского градостроительства того времени, уже присутствовало строительство Водоотводного канала и кольцевой магистрали нынешних бульваров.
В разработке плана московского благоустройства принимал участие француз Никола Легран. Тогда он занимал должность главного архитектора Каменного приказа. Он же возглавлял экспедицию Управы благочиния, внедрявшую новые планировочные принципы в регулирование городских кварталов.
Все тот же Легран, академик Императорской Академии художеств, участвовал в проектировании Кригскомиссариата. Место для здания было выбрано чрезвычайно привлекательное.
Чтобы начать строительство на берегу Москвы-реки, в 1778 году пришлось ликвидировать повернутые к воде двухэтажные дворцового типа палаты, окруженные большим садом. Сад принадлежал Строгановым, а палаты — по легенде — канцлеру Анны Иоанновны корыстолюбивому Эрнсту Иоганну Бирону. Императрица зачислила своего фаворита в список особ «неприкасаемых». А посему любое слово против Бирона угрожало допросами и пытками в Тайной канцелярии. Потом и сам бывший сановник оказался в ссылке, где провел двадцать лет.
Здание военного интендантства Легран задумал как этакую крепость с башнями, занимавшую целый квартал. Функция определила общую планировку комплекса.
Главный фасад трехэтажного административного здания, по мысли архитектора, должен был выходить к набережной. Разумеется, это решение не могло быть не связанным с участием Леграна в составлении упомянутого проекта реконструкции Москвы, предписавшего украсить реку парадными фасадами. До этого на воду смотрели лишь унылые задворки стоявших там усадеб.
В плане Кригскомиссариат представлял собой четырехугольник. По его углам располагались четыре трехэтажные башни. Для въезда во внутренний прямоугольный двор предусматривался широкий разрыв, сегодня упраздненный.
Главный корпус отличался монументальностью и был украшен шестиколоннными дорическими портиками, а также тонкими и графичными лепными рельефами с изображением атрибутов войны, оружия и арматуры. Боковые служебные корпуса, выполняющие функцию складов, декорированы более сдержанно.
Массивные угловые башни получили полусферические купольные покрытия и были прорезаны круглыми окнами-люкарнами. Примечательно, что складские помещения не имели окон, выходящих на улицу. Их заменяли «декоративные», фальшивые проемы.
Через семнадцать лет после завершения строительства, в 1797 году, Кригскомиссариат перевели в Санкт-Петербург. В Москве в том же здании осталась Кригскомиссариатская контора. История ведомства сохранила имена некоторых своих служащих. К примеру, Сергей Львович Пушкин, отец поэта, трудился здесь бухгалтером, а отец архитектора Матвея Казакова — писарем.
До 1917 года в здании располагались военные ведомства. В 1930-е годы двухэтажные корпуса были надстроены, а в комплексе на набережной разместился штаб Московского военного округа.
Считается, что в мрачных подвалах бывшего Кригскомиссариата в 1953 году в присутствии прокурора был расстрелян Лаврентий Павлович Берия. Позже бункер был превращен в музей. В настоящий момент здание, ожидающее реставрации, все так же подведомственно военному министерству.
Фото: Максим Мухин, lana1501/Фотобанк Лори, pastvu.com