Евгения Гершкович

Дом недели: здание МХАТа имени Горького, на месте которого в начале XIX столетия стоял ампирный особняк

3 мин. на чтение

В 1987 году Московский Художественный академический театр по эстетическим соображениям разделился на две труппы: МХАТ имени Чехова, «мужской», и МХАТ «женский», имени Горького.

Первый театр разместился в Камергерском переулке под руководством Олега Ефремова, второй возглавила Татьяна Доронина. «Развод» был официально скреплен приказом №383, подписанным министром культуры СССР Василием Захаровым. Обе институции, однако, оставили себе парящую белокрылую чайку, символ детища Станиславского и Немировича-Данченко.

Здание доронинского МХАТа на Тверском бульваре, 22, для театральной традиции стало своего рода революцией. На место веками намоленных форм святилища Мельпомены, колонного портика под фронтоном, обильно украшенного лепными аллегориями, пришел глухой модернистский фасад. Горизонтали шершавой облицовки коричнево-красного армянского туфа, террасно сползающие по поверхности, по замыслу автора, должны были напоминать складки театрального занавеса. Точно скрепками, их держат мощные кронштейны темного металла с фонарями. Это была попытка скульптора Андрея Васнецова процитировать светильники исторического здания МХАТа в Камергерском по рисунку Федора Шехтеля. Бра украшены барельефами с музами трагедии, танца, музыки и комедии. К бульвару от театрального подъезда спускаются ступени из грубого камня.

Автор здания, видный советский архитектор, построивший в том числе Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах, Центр международной торговли на Красной Пресне, Владимир Степанович Кубасов (при участии коллег А. Моргулиса и В. Ульяшова) использовал сценическую коробку строившегося в 1930-е годы, но недостроенного музыкального театра на полторы тысячи мест. В 1973 году проект нового здания инициировала министр культуры Екатерина Фурцева.

Поражало и сегодня не перестает поражать воображение публики помпезное пространство театра, все выполненное в дереве, с разлетом для глаз, с люстрами-сталактитами, непомерными балконами, венгерской мебелью в темно-зеленой обивке, фонтаном, лестницами со светящимися поручнями, дверными ручками в виде блестящих золотых слитков. В этаком немного сумрачном модернистском антураже в свое время разыгрывались производственные драмы вроде «Заседания парткома», пьесы молодого тогда драматурга Александра Гельмана про то, как бригадир Потапов (его играл сам Олег Ефремов) отказался от премии и вывел на чистую воду партийное начальство.

МХАТ имени Горького славился не только своими площадями в 26 тыс. кв. м, но и своей акустикой, которой занимался инженер Арон Наумович Качерович.

Здание нового театра, появившееся на Тверском бульваре, конечно, выглядело этаким вставным зубом и своей несоразмерностью активно спорило со средой. Прежде, в начале XIX столетия, на этом месте стоял ампирный особняк генерала от кавалерии, участника Наполеоновских войн Андрея Семеновича Кологривова. Он командовал гвардией в битве под Аустерлицем, сражался при Гуттштадте и Гейльсберге, и даже Александр Грибоедов описал деятельность Кологривова в очерке «О кавалерийских резервах». Генерал имел красавицу-жену, фрейлину двора, кавалерственную даму Екатерину Александровну Челищеву, слыл гулякой и хлебосольным хозяином. Современники шутили: «Кто у Малютина пообедает, а у Кологривова поужинает и к утру не умрет, тот два века проживет». Существует версия, что именно дом Кологривова знаменитый в Москве учитель танцев Петр Андреевич Йогель арендовал для своих уроков, и что, собственно, здесь на балу в конце 1828 — начале 1829 года Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову.

Дом Кологривова на Тверском бульваре, 1913

В 1830 году бывшее генеральское владение поступает в казну и становится резиденцией московского обер-полицмейстера. Того особняка, где, говорят, в 1834 году допрашивали молодого Герцена, уж больше нет, его разрушили в 1935-м.

Равно как и Московский Художественный академический театр им. М. Горького вроде как больше и не «женский». Театром уже не руководит Татьяна Доронина. Актриса стала почетным президентом. Ее место занял продюсер и режиссер Эдуард Бояков, в январе заявивший, что здание на Тверском бульваре, памятник московского модернизма, к состоянию которого есть вопросы, будет отреставрировано и обновлено.

Фото: Михаил Розанов, @mxatgorkogo, pastvu.com

Подписаться: