Евгения Гершкович

Дом недели: здание общества «Динамо» на Большой Лубянке

4 мин. на чтение

Звание архитектора-художника, дающее право «производить постройки» Ивану Александровичу Фомину, сыну почтового чиновника из Орла, досталось нелегко. К нему уже почти было приклеилось звание «вечный студент».

В Санкт-Петербургскую Академию художеств Фомин пытался поступить в 1893 году — не поступил, был слабо подготовлен по рисунку. Год, отбывая воинскую повинность в инженерных войсках, усиленно готовился.

И наконец в следующем году был принят на архитектурное отделение.

Через три года академия отчислила учащегося Фомина за отказ дать расписку в благонадежности во время революционных волнений.

На восемь месяцев Иван Александрович отправляется в Париж. По возвращении делает попытку продолжить профессиональное образование в Москве. Поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда через полгода вылетает за прогулы. Скучал, видимо.

Пошел работать помощником к Федору Шехтелю, участвовал в перестройке здания в Камергерском переулке для Московского художественного театра, проектировал особняки в стиле модерн для частных клиентов, принимал участие в архитектурных конкурсах, в том числе на памятник Н. В. Гоголю в Москве. Успешную архитектурную практику энергичный Иван Фомин совмещал с общественными инициативами и кураторской деятельностью.

В 1902 году организовал «Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля». Она открылась в арендованном бельэтаже дома, свежевыстроенного на углу Петровки и Столешникова переулка, и имела у публики большой успех.

И все же Ивана Фомина, в сущности, уже сложившегося мастера, тяготила незавершенность образования.

В 1905 году он возвращается в Санкт-Петербург и подает прошение о повторном зачислении в Академию художеств.

Стоит заметить, что к тому времени Фомин был уже счастливо женат на Александре Николаевне Николаевой и имел годовалого сына Игоря.

В итоге он был вновь принят и приступил к занятиям в мастерской Леонтия Бенуа, пользующегося заслуженной славой великолепного архитектора и педагога, создающего вокруг себя атмосферу, «полною труда и радости творчества».

В 1909 году Иван Фомин получает долгожданный диплом.

Выпускным его проектом становится «Курзал на минеральных водах или морских купаниях», осуществленный с размахом и блеском.

Один только фасад, выполненный великолепным рисовальщиком, представлял собой лист размером 100 х 435 см.

«Курзал» Фомина оказался даже в тогдашней профессиональной прессе, отмеченный обозревателями как незаурядное явление.

Сам же выпускник удостоился также и заграничной пенсионерской поездки.

Вдохновленный успехом, летом 1909 года он покинул Петербург и отправился в путешествие по Греции, Италии, Египту.

Творчество замечательного архитектора Ивана Фомина, чье 150-летие со дня рождения отмечается в этом году, было связано преимущественно с Петербургом-Ленинградом. Однако этап, начавшийся с 1928 года, проходил в столице.

К тому моменту Иван Александрович Фомин вышел из состава профессоров академии, где преподавал, и принял участие в конкурсе на проект комплекса жилых и административных зданий общества «Динамо» в Москве (Большая Лубянка, 12).

Для того чтобы построить на этом участке этакий клубный дом для сотрудников ВЧК-ОГПУ, были снесены здания XVIII–XIX веков. До революции эта территория принадлежала 3-й московской гимназии, ранее было владением коллежской секретарши Марии Васильевны Гиппиус.

Как-то раз февральским морозным вечером 1923 года в штабе Московского округа войск ОГПУ, располагавшемся в Протопоповском переулке, засиделись комиссар округа Павел Семенович Уралец, чья настоящая фамилия была Нестерок-Нестеренков, и начальник политотдела Леонид Владимирович Недоля-Гончаренко с сослуживцами Михаилом Лаврентьевым, Дмитрием Ивановым и Кириллом Кузьминым.

Рассуждали о пользе занятий спортом для военных. Сетовали на то, что спортзала подходящего нет.

И проголосовали за то, чтобы создать пролетарское спортивное общество, куда вошли бы футболисты, гимнасты, легкоатлеты.

Бывший рабочий завода «Динамо» Недоля-Гончаренко предложил для клуба одноименное название. И тут же за столом компания набросала эскиз бело-голубого значка — ромбика с надписью «Динамо. Москва».

Почетным членом клуба стал Феликс Эдмундович Дзержинский.

В 1928 году был устроен тот самый закрытый архитектурный конкурс на проект дома для спортсменов-чекистов, нуждавшихся в качественном жилье, и в связи с увеличением штата организации, главное здание которой находилось в том же квартале.

Победил проект академика Ивана Фомина, в котором ленинградский архитектор развивал собственную творческую концепцию, искания нового ордера, нового стиля, так называемой пролетарской классики, новой тектонической структуры, отвечающей духовной эпохе, потребностям нового заказчика — рабочего класса.

Фомин предлагал заимствовать основу архитектуры классического прошлого, но значительно упрощая элементы. Пролетарская классика провозглашала столб без базы, столб без капители, отказ от колонны, ничего не несущей, и замену сложных карнизов полочками.

Строительство здания (ныне имеющего статус объекта культурного наследия регионального значения) велось в содружестве с выпускником Высшей технической школы в Вене конструктивистом Аркадием Яковлевичем Лангманом, штатным архитектором ОГПУ, руководителем проектной организации Стройдомбюро.

Главный фасад вынесли на Большую Лубянку (бывшая ул. Дзержинского). В этой части поместили универмаг, конторы и кинотеатр. Мастерская Лангмана позднее расположится за одним из круглых окон последнего этажа.

На Малую Лубянку выходил объем комплекса с криволинейным фасадом, занятый квартирами, столовой и клубом. Стык зафиксировался 14-этажной башней с угловыми конструктивистскими балконами. Фасады были облицованы известняком. Планировалось появление еще одного корпуса, симметричного, образующего своего рода ворота-пропилеи, сквозь которые эффектно просматривался бы Кузнецкий Мост, но затее осуществиться было не суждено.

В здании долгие годы работал знаменитый на весь город Гастроном №40, единственное место, где продавались пирожки с мясом и яйцом, где установили первый кофе-автомат и первыми появились молочные коктейли.

Строительство же объекта, ставшего первой реализованной постройкой Ивана Фомина (1872–1937) в Москве, к 1931 году было завершено.

В нашем городе архитектор еще успеет построить дом Народного комиссариата путей и сообщений у Красных Ворот, создать интерьер метро «Красные Ворота». Станцию метро «Театральная», им спроектированную, уже завершали ученики.

Фото: Алексей Макаров, pastvu.com

Подписаться: