Евгения Гершкович

Дом недели: здание Птицеводсоюза на Маросейке

3 мин. на чтение

Над узким Калашным переулком к тому времени уже возвышалась башня Моссельпрома (1923–1924). Среди ее авторов был Владимир Дмитриевич Цветаев, родившийся в Варшаве в славном семействе. Отец архитектора, тайный советник, историк, университетский профессор Дмитрий Цветаев, один из создателей архива древних актов в Москве, написал первую монографию о царе Василии Шуйском. Дядюшкой был основатель Музея изящных искусств Иван Цветаев, кузиной, соответственно, поэтесса Марина Цветаева.

Шестигранный корабль, увенчанный зубцами, вонзался в перекресток рядом с Арбатом.

Подобные корабельные ассоциации вызывало и здание правления Птицеводсоюза (1928–1929), оформляющее пересечение Маросейки (д. 3/13, стр. 1) с Лубянским проездом. Оно также является произведением Владимира Дмитриевича Цветаева (1891–1937).

1931

Начинал он ярко: Московский институт инженеров транспорта, зарубежные командировки в США, Японию, Китай, сотрудничество с американской фирмой «Альберт Кан», основание архитектурной школы МИСИ-МГСУ. С 1929 года в этом вузе Цветаев работал заведующим кафедрой фабрично-заводской архитектуры. Вообще к промышленной архитектуре Цветаев проявлял особый интерес и в 1933 году даже издал книгу «Современная фабрично-заводская архитектура».

Еще через пару лет профессор Цветаев создаст первую в стране учебную лабораторию строительной физики и введет этот предмет в курс архитектуры гражданских и промышленных зданий. Пока же заказчик Цветаева — Всесоюзный центральный союз птицеводческой сельскохозяйственной кооперации, образованный в 1920-е годы.

1949

Союз объединял тысячи крестьянских хозяйств и кооперативов, обеспечивал их племенным материалом, инвентарем, зоотехнической и ветеринарной консультацией и вообще занимался популяризацией птицеводства, столь важного для молодого советского государства.

Сенсацией стала экспозиция отдела птицеводства на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставке. Были представлены гуси весом 15 кг, что было редкостью при среднестатистическом весе этой птицы в 6–10 кг.

Не менее остро стоял и вопрос поголовья. Журналист Михаил Кольцов в фельетоне «Куриная слепота» обращался к заместителю председателя сельскохозяйственной секции товарищу Лищевскому: «… тогда возникает мой второй вопрос, столь же жгучий…  Вы-то сами, ответственный работник Госплана, как полагаете: действительно является столь целесообразной всесоюзная курячья перепись 1930 года?

На это, я знаю, вы возмущенно ответите целым потоком доводов специального порядка.

Я услышу: “Недопустимое невежество”… “Напряженный куриный баланс Союза!”… “Недооценка куропроизводительных ресурсов пятилетки!”… “Проблема птичье-пуховой гегемонии на мировом цыплячьем рынке!”… “Аккумуляция петушиной энергетики районов и областей!”, “Избыточно-товарный комплекс куриного помета!”…  Ну, хорошо, куриная перепись необходима, как воздух, она ведет нас прямо к социализму».

Для Птицеводсоюза архитектор и гражданский инженер Цветаев проектирует четырехэтажный конструктивистский объем, ставит его на высокий цоколь и полукруглые колонны без баз и капителей.

Не то чтобы участок земли в самом начале Маросейки пустовал. С XVIII века его занимало подворье Николо-Угрешского монастыря, который выкупил участок у прежних владельцев Лаврентьевых. В комплекс входили два кирпичных двухэтажных дома с торговыми помещениями, гостиницей для братии, часовенкой и харчевней «Максим Большая Закуска». Говорят, название было дано в честь крестьянина, который спонсировал литье колокола весом 130 пудов для соседнего храма Святителя Николая Чудотворца в Кленниках. И будто бы в благодарность за то, что «Господь благословил его труды», этот Максим и подавал двойные порции закуски.

В 1920-е годы от прежнего подворья оставалась двухэтажная постройка, занимаемая «Еврейской столовой».

На конфискованном советской властью участке вскоре вырос административный корпус Птицеводсоюза, вобрав в себя каменные стены и фундамент прежней постройки. Толща его оштукатуренных серой мраморной крошкой стен прорезалась оконными проемами. Доминантой выразительной композиции служил скругленный угол с вертикальным витражом лестничной клетки, острыми линиями балконов и ротондой.

Владимир Цветаев, таким образом, не нарушая среды, вступил в диалог с цилиндрическим завершением стоящей напротив усадьбы Варвары Петровны Разумовской, урожденной Шереметевой, некогда проживавшей здесь в «разъезде» с супругом.

С этой точки отлично просматривалось и здание Северного страхового общества на Ильинке, построенное Иваном Рербергом и Марианом Перетятковичем. Его ротонде также «ответил» Птицеводсоюз. Просуществовал он, однако, недолго, до 1930 года.

На здании поменялись вывески, в него заселились «Союзкрупа», «Льноцентр», «Свиноводсоюз», «Мосхимэнергострой», «Станкотрест», «Инкубаторптицецентр».

В народе место получило название «Дом трестов». Но и тресты сменили комиссариаты, в том числе Народный комиссариат финансов СССР. В 1938 году в бывшем здании Птицеводсоюза, ныне обладающем охранным статусом объекта культурного наследия, расположился Центральный комитет ВЛКСМ.

С 1992 года здесь находится офис Российского союза молодежи.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: