search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: здание Ссудной казны в Настасьинском переулке

4 мин. на чтение

Сказочный терем с парадной сенью, облицованный бриллиантовым рустом, был заложен в честь 300-летия дома Романовых. Дату начала строительства — 1913 год — фиксирует надпись на лазурном фасаде.

В здании Ссудной казны (Настасьинский переулок, 3, стр. 1), объекте культурного наследия федерального значения, сегодня хранилище Центробанка РФ.

Выпускник Императорской Академии художеств, студент мастерской Леонтия Бенуа Владимир Александрович Покровский (1871–1931) по окончании получил золотую медаль, что приравнивалось к праву пансионерской поездки в Италию.

Проект нового здания Государственной Ссудной Казны в Москве. В. А. Покровский, акад. арх., Петроград и Б. М. Нилус, гражд. инж., Москва. 1912

У архитектора, в 1907 году получившего звание академика, наметился взлет карьеры. Заказчиком Покровского стала императорская семья, на которую он с тех пор много и плодотворно работал. В Лейпциге он строит храм-памятник русской славы, комитет по сооружению которого возглавлял великий князь Михаил Александрович. Известно, что проектировать иконостас Покровскому помогала его жена Лидия Николаевна Кутырева, выпускница Высших женских курсов. Вместе с дочерью Златой Покровской она погибнет в 1942-м в Ленинградскую блокаду.

В Царском Селе по личному заказу Николая II возводится церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка по проекту Владимира Покровского одновременно с Царским павильоном собственной ветки императорской железной дороги. Для удобства и безопасности государя ветка проходила отдельно от других железнодорожных путей.

В своих работах Владимир Покровский выступал последовательным ретроспективистом и умело жонглировал цитатами из арсенала древнерусского зодчества. Не раз он как член Археологической комиссии предпринимал расширяющие познание исследовательские поездки по российским губерниям.

В своем формотворчестве Покровский оказался, несомненно, одним из главных популяризаторов неорусского стиля в высших кругах.

1916

Элита, как видно, с восторгом воспринимала одно из стилевых направлений модерна, весь спектр художественных возможностей которого удалось представить проектировщику за десятилетие.

В 1913 году Владимир Покровский назначается архитектором Высочайшего двора. В 1926-м он же участник проектирования Волховской ГЭС.

Помимо богатого опыта храмостроительства в портфолио зодчего, преимущественно работавшего с госзаказами, значатся постройки финансовых учреждений. Владимир Покровский выигрывает конкурс на проект филиала Государственного банка на, по совпадению, Покровской улице в центре Нижнего Новгорода. Он победил лучших архитекторов того времени, в том числе Шехтеля и Щусева.

Построенное в 1912 году здание немного смахивает на крепость или ратушу с двумя мощными цилиндрическими объемами, завершенную кокошником. Так или иначе, был создан символический образ надежности и достатка.

Найденную тему Покровский продолжил в Москве, в сооружении здания Ссудной казны, проекте, опять же выполненном по заказу Государственного банка.

Иван Иванович Бецкой, личный секретарь императрицы Екатерины II, инициатор создания воспитательных домов в Москве и Петербурге, в 1772 году замыслил учреждение Ссудной казны как альтернативу «многокорыстным ростовщикам, которые стесняют бедных сограждан под ложным покровом добродетелей». Подобные кассы-ломбарды открывались при воспитательных домах, не имевших собственных капиталов. Московская Ссудная казна выдавала ссуды на сумму до тысячи рублей под 6% годовых и под залог золота, серебра и драгоценных камней.

Проект Владимира Александровича Покровского, работавшего в содружестве с гражданским инженером Богданом Михайловичем Нилусом, был, как случалось и прежде, одобрен императором Николаем II лично.

В ансамбле, составленном из пары корпусов, авторы транслировали ту же абсолютно симметричную композицию, что и в банке Нижнего Новгорода.

В квадратном плане сложенного из кирпича объема, выступающего на красную линию переулка, располагались операционный зал и помещения кладовых под сводчатыми перекрытиями и с люстрами-паникадилами.

К созданию интерьеров Ссудной казны подключили художника-сказочника Ивана Яковлевича Билибина, чье изображение двуглавого орла станет символом Госбанка и перейдет на все российские монеты.

Зданием Ссудной казны Покровский напомнил об архитектуре палат XVII века, увенчанных, однако, фигурной крышей и башенкой со шпилем. Фронтон, завершенный цепочкой нарышкинских гребешков, украшен рельефами герба России, резным орнаментом и надписью «Российская ссудная казна».

В восьмигранных оконцах в обрамлении орнамента, консолях на колонках и гирьках явно прослеживаются черты московского барокко. Учреждение сдали в эксплуатацию в 1916 году. Через год произошли известные события, и в 1917 году теремок занял Наркомат внутренних дел.

До того как в 1941 году здесь поместился Госбанк СССР, в здании находился Гохран, учрежденное Совнаркомом Государственное хранилище ценностей Наркомфина. В Ссудную казну из реквизированных дворянских усадеб и храмов свозилось награбленное добро.

В своих мемуарах обо всем здесь происходящем вспоминал тогдашний заместитель наркома торговли и промышленности РСФСР Георгий Соломон: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и…  действительность сразу куда-то ушла, и [на] ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах…  И вот сказка встала передо мной…  Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях…  Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях…  Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками…  Все было свалено кое-как вместе…  Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы…  Были тут и царские драгоценности…  Валялись предметы чисто музейные…  и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей».

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: