Дом недели: здание торговой фирмы А. М. Михайлова на Кузнецком Мосту — Дом моделей
«Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком Мосту. Это советский эквивалент Balenciaga или Christian Dior. Вход стоит пять рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод!» — так в 1957 году журналист Джон Гюнтер описал торговый пассаж.
Здание на Кузнецком Мосту, 14, наконец признано выявленным объектом культурного наследия.
Сохранившаяся на фасаде, между окнами второго и третьего этажей, надпись по-немецки «Fourrures», «A.M.Michailoff», «Pelzwaren» удостоверяет имя бывшего владельца и сообщает, что некогда он занимался торговлей мехами и шубами. Начинавший карьеру с самых низов, с позиции «мальчика» при магазине, Алексей Михайлович Михайлов дорос до купца 1-й гильдии, хозяина крупнейшего в России Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров. В 1903 году на главной торговой улице города Михайлов открывает фешенебельный «Магазин сибирских и американских меховых товаров». Вывеска эта на русском языке, ныне утраченная, также имелась над первым этажом.
Адольф Эрнестович Эрихсон, один из самых модных и востребованных московских архитекторов того времени, сын купца со шведскими корнями, воплотил идеи модерна в декоративном оформлении нижнего этажа здания, отделанного полированным красным гранитом, мозаике и лепнине фасада, ритме его окон с панорамным остеклением, графике балконных ограждений.
Решение внутренних пространств магазина отвечало последним тенденциям. Во-первых, в сводчатом подвале магазина меховщик Михайлов при участии инженера Никиты Герасимовича Лазарева, владельца конторы «Лазарев Н. Г., инженер и Стротер Ф. А.», для хранения пушных изделий предусмотрел холодильники с соблюдением необходимых низких температур. Были устроены и цеха пошива шуб, и помещение европейского уровня для их демонстрации. Дефиле проходили на первом этаже в нарядном Зеленом зале с гигантскими зеркалами, подиумом посередине и креслами для публики под высокими кессонированными потолками с лепниной. Первые этажи связывала мраморная парадная лестница. На верхних этажах она становилась кованой. Во дворе дома функционировала фабрика меховых изделий, расположенная в четырехэтажном здании, спроектированном архитектором Василием Васильевичем Барковым в 1889 году. Алексей Михайлович Михайлов, потомственный почетный гражданин, коммерции советник, удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», служившего своего рода эквивалентом знака качества. Бизнес шел в гору. Это в 1907 году ознаменовалось надстройкой магазина мехов пятым этажом. Все тот же Адольф Эрихсон дополнил фасад глубоким карнизом, полуколоннами, окрашенными в оттенок терракоты. Автор проекта вдохновлялся творениями Отто Вагнера, важнейшего представителя венской школы. Австрийский зодчий предпочитал намеренно упрощать формы, на, казалось бы, нейтральную основу стены тонко и графично накладывать параллельные акценты фасада, оттенять их серым, зеленым оттенками, золотистой смальтой.
По участку, где в начале XX столетия появился модный магазин Михайлова, в XVII веке были разбросаны невысокие строения, принадлежавшие стольнику Ивану Вердеревскому.
Факт того, что до войны 1812 года здесь располагалась торговая точка, известен из объявления в «Московских ведомостях» за март 1813 года: «Елисавета Гутт, по возвращении своем в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени».
Некий купец Теодор до наполеоновского нашествия торговал здесь мебелью красного дерева немецкой работы. Его сменили братья Дюлу, чей магазин предлагал покупателю мужскую одежду и головные уборы, привезенные из Европы. В 1840 году купец Гальнбек открыл магазин «Депо спичек», торгующий спичками, 15 копеек за тысячу.
В дворовом флигеле граф Сергей Григорьевич Строганов, основатель «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам» (в будущем Строгановского училища), открыл так называемый Литографический институт, где молодые художники овладевали искусством литографии. Купец Михайлов приобретал здание в 1883 году уже у семьи генерала Алексея Петровича Ермолова, которому к тому времени владение принадлежало.
После революции 1917 года, до которой Михайлов не дожил, умер годом раньше, функция дома на Кузнецком Мосту не поменялась.
Знаменитая модельер Надежда Ламанова, одевавшая российских императриц, аристократок Шереметевых, Юсуповых, актрис Ермолову и Холодную, равно как и меховщик Михайлов, удостоенная звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», открыла в этом здании Московский, а затем Общесоюзный дом моделей одежды.
Позднее он получил название Дом моделей «Кузнецкий мост». Тут создавались коллекции одежды для трех сотен швейных фабрик Советского Союза, выходил собственный журнал. Здесь всегда можно было приобрести готовые выкройки. Показ моделей устраивался все в том же Зеленом зале, где в свое время демонстрировались роскошные шубы фабрики Алексея Михайлова. К работе в Доме моделей привлекались мастера с опытом работы еще в дореволюционных ателье, театральные художники.
В 2002 году Дом моделей переоборудовали под магазин.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com