search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Дом недели: здание Центрального телеграфа на Тверской

, 5 мин. на чтение
Дом недели: здание Центрального телеграфа на Тверской

Проект комплексной реставрации Центрального телеграфа утвержден, работы начнутся в первом полугодии 2022-го, а открыть обновленное здание планируют в 2024 году.

«По поводу здания Центрального Телеграфа в Москве, мы ясно и по существу говорили и раскрывали подлинную ценность этого, тогда еще проекта», — писал журнал «Советская архитектура» в 1928 году в статье «Так не надо строить».

«Тогда было время одуматься, сто раз себя проверить, есть ли оправдание такой юбилейной распутности, стоящей государству хороших денег и давшей крайне сомнительный исторический эквивалент. Странная ирония, которой никто из тех, кто проектировал, и кто заказывал и дарил Октябрю, вероятно до сих пор не замечает, ирония страшная, запечатленная уже историей, ибо…  является насмешкой судьбы и над авторами, и над заказчиком, и над Октябрем… »

Строительство Московского телеграфа на Тверской, 7, к 1927 году было завершено.

На отделку и оснащение ушло еще полтора года.

Столь критикуемый профессиональным сообществом проект важного государственного объекта появился в результате перипетий Всесоюзного открытого конкурса, объявленного 9 сентября 1925 года Московским архитектурным обществом.

Был подан 21 проект, в том числе предложение братьев Весниных.

Архитекторы предлагали на фасаде здания из стекла и бетона, в стиле конструктивизма, предусмотреть часы, выходящие на три стороны, и смонтировать установку для световых сообщений.

Телеграф, согласно заданию, должен был включить в себя междугородную телефонную станцию и радиоузел. Определили победителя творческого соревнования, архитектора Александра (Исаака) Зиновьевича Гринберга, члена АСНОВА — Ассоциации новых архитекторов.

Дань необходимости была соблюдена, премии розданы.

Однако ведомственный подход к проблемам архитектуры обладал большой мощностью. Заказчик, строительный комитет Наркомпочтель (Народный комиссариат почт и телеграфов), вне конкурса, фактически келейно, не приглашая жюри (что особенно шокировало архитектурную общественность), рассмотрел два других проекта — Алексея Викторовича Щусева и Ивана Ивановича Рерберга.

Был избран проект Рерберга как соответствующий требованиям фактически режимного объекта. Военный инженер Иван Рерберг (1869–1932), строитель дома Северного страхового общества на Ильинке, зданий Брянского (Киевского) вокзала, Музея изящных искусств, воспроизведший точную копию кабинета В. И. Ленина в институте, получившем имя вождя мирового пролетариата, при ЦК ВКП(б) на Большой Дмитровке, участвовавший в ремонте Большого театра, деятельный специалист органов управления государственным строительством, вполне устраивал Моссовет. Он утвердил проект Рерберга, а в мае 1926 года произошла закладка первого камня в основании здания Центрального телеграфа. Спешили завершить стройку к десятой годовщине Октября.

Происходил Иван Иванович из обрусевших датчан. Его пращур кораблестроитель Рерберг еще при Петре I прибыл в Россию и трудился в адмиралтействе города Ревель.

Дед будущего архитектора Федор Иванович Рерберг переселился из Ревеля в Санкт-Петербург, окончил Институт инженеров путей сообщения, занял должность заместителя председателя комиссии по постройке Исаакиевского собора. Отец Рерберга стал инженером путей сообщения.

Сам Иван Иванович Рерберг продолжил династию: в 1891 году окончил Николаевскую военно-инженерную академию в Петербурге.

Здание телеграфа строилось на участке, где в XVIII веке стояла усадьба фельдмаршала, генерал-прокурора Сената, князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Затем в 1791 году Екатерина Великая пожаловала землю Московскому университету «для употребления на его надобности». Сюда перевели университетскую типографию, словолитню и книжную лавку. Руководить всем этим назначили книгоиздателя, журналиста Николая Ивановича Новикова, крупнейшего деятеля эпохи Просвещения.

Здесь же расположился Университетский благородный пансион (созданный при Московском университете), где преподавали известные ученые умы и в свое время учились Лермонтов, Баратынский, Грибоедов, Одоевский.

В 1830 году пансион преобразовали в 1-ю дворянскую гимназию с непременным преподаванием военного дела, потом здание отдали под торговлю — «мануфактурные товары», «готовое платье» — и даже электротеатр.

В 1914 году страховое общество «Россия» купило участок, а бывший пансион снесло. Однако планируемый комплекс доходных домов до Первой мировой войны возвести не успело — стены поднялись лишь метра на полтора.

В 1922 году советская власть решает передать владение телеграфу, тем более что главная на тот момент телеграфная станция, размещавшаяся на Мясницкой улице, с работой не справлялась.

Новое здание сооружалось на дореволюционном фундаменте. Строительство вело акционерное общество «Госпромстрой». Технические вопросы решало общество Оскома, за расчетно-конструктивную часть отвечал инженер Семен Захарович Гинзбург, впоследствии ставший первым наркомом строительства.

Это было время авангарда. В те годы еще весьма актуальным считался конструктивизм, но Иван Рерберг предложил более ранний по отношению к этому стилю рационализм, тяготевший даже к модерну.

Был применен монолитный железобетонный каркас. За пределы основного объема во внутренний двор вынесли четыре лестницы, что позволило добиться создания вместительных помещений на разных этажах. Общая их площадь составила 40 тыс. кв. метров. Главный вход в здание телеграфа в виде пятигранной угловой башни с панорамными окнами, по решению автора, расположился в срезанном углу фасада, выходящего на Тверскую. Улицу тогда только начали расширять до 6,5 метра.

Самый центр отмечал стеклянный глобус в окружении колосьев, перехваченных красными лентами, звезды, серпа и молота. Таков был начальный вариант самого раннего герба СССР, утвержденный в 1923 году одновременно с принятием проекта Конституции.

Широкая башня вознеслась над карнизом телеграфа на высоту 10 метров. Глобус должен был совершать вращение вокруг своей оси.

На фасаде, смотрящем на Никитский переулок, висели часы с немецким механизмом, теперь уже не бьющие. Вместо цифры IV на циферблате была изображена надпись — «IIII».

Брат Ивана Ивановича, Федор Рерберг, художник-акварелист, ученик Павла Чистякова и Василия Верещагина, выполнил рисунки с орнаментом из серпа и молота, которые были отлиты в металле и стали обрамлением башни здания телеграфа. Также по эскизам художника выполнялась ажурная рама в виде переплетенных дубовых ветвей, на которой закрепили фонари.

Фасады отделали серым украинским гранитом и частично оштукатурили с применением крошки из того же гранита.

Пространства здания функционально разделили так: на первом этаже устроили машинное отделение, телеграфные и телефонные залы, зал собраний со сценой, библиотеку с читальней, раздевалки, столовую. Второй отдали под спальни для ночных работников, канцелярию телеграфа и телефона. На третьем и четвертом этажах нашли место аппаратные залы. Рерберг для верхних этажей предусмотрел потолки высотой 7,5 метра, а также двойные рамы и двойное остекление для улучшенной циркуляции воздуха.

Так как машинистками работали в основном женщины, для удобства сотрудниц прямо в здании телеграфа устроили детский сад на 200 мест, ясли и прачечную.

Здание получило официальное название «Дом связи имени В. Н. Подбельского».

В 1929 году всю аппаратуру из здания телеграфа на Мясницкой улице перевезли в новое здание на Тверской.

Из легендарной радиостудии в свое время диктор Юрий Левитан вел свои передачи. 22 июня 1941 года он объявил о начале войны, а в мае 1945-го — о капитуляции гитлеровской Германии.

В 1941 году в здании помимо Центрального телеграфа размещались Наркомат связи и Центральная междугородная телефонная станция.

Жизнь текла и изменялась, телеграф стал все меньше востребован.

Центральный телеграф начал оказывать услуги телефонной связи, а в начале 2000-х годов как дочерняя компания ПАО «Ростелеком» превратился в крупного столичного интернет-провайдера.

Помещения здания, объекта культурного наследия России регионального значения, стали сдаваться в аренду, в том числе коворкингу Telegraph и другим организациям.

Здание на Тверской улице в шаговой доступности от Кремля ждет реставрация с последующим приспособлением под нужды многофункционального центра с включением офисов, ресторанов, апартаментов, разумеется, подземной парковки. Проект комплексной реставрации и реновации подготовило британское архитектурное бюро David Chipperfield Architects.

К 2024 году будут укреплены фундамент здания, кирпичная кладка стен, отреставрируют фасады и входную зону с каменным крыльцом. Восстановят интерьеры, вернут историческую планировку, откроют внутренний двор для посетителей.

По архивным документам воссоздадут металлический остекленный глобус, приведут в порядок изображение герба СССР и рельефную надпись «Телеграф».

Фото: mos.ru, пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы