search Поиск
Редакция Москвич Mag

История «третьего места»: как локальные сообщества создают комфортную среду в Москве

7 мин. на чтение

«Жить по-соседски» — идеал для городов, не чуждый и Москве. Урбанисты и социологи доказали: там, где есть добрососедство, удовлетворенность жителей качеством жизни значительно выше.

«Многие проводят больше времени дома, чем когда-либо. Люди, живущие в социально связанных домах, счастливее и здоровее», — таково резюме результатов современных исследований, в том числе Ванкуверского фонда. Неудивительно, что у каждой мировой столицы есть собственный рецепт помощи соседским инициативам. И если в других странах многое для этого делают муниципальные власти или общественные организации, то в Москве драйверами стали девелоперы.

Время и место — история комьюнити-центров

О том, что многоквартирные дома больших городов разобщают людей и надо что-то с этой социальной изоляцией делать, заговорили еще в XIX веке. Соседские центры, в которых люди общались, вместе решали какие-то насущные проблемы, сплетничали или отмечали праздники — и формировали таким образом местные сообщества — начали появляться в Европе и США в начале XX века. В последней трети прошлого столетия это социокультурное явление захватило и страны на территории бывшего СССР. Тут можно вспомнить дворцы культуры, которые дожили до наших дней и обрели в России новые функции. Другие примеры — «Дом писателей», «Дом военных», построенные для людей, которых объединяла принадлежность к той или иной профессии.

Часто первые соседские центры возникали на основе школ, церквей или библиотек. Со временем начали появляться отдельные комьюнити-центры — «третье место», необходимое современному человеку для поддержания life-work баланса. Именно такого рода здания, уникальные по архитектуре и планировке, во многом формируют идентичность района, стиль его жизни и самодостаточную общественную жизнь местного сообщества.

Уникальные по архитектуре и планировке здания формируют идентичность района (комьюнити-центр в Бергеме, построенный вокруг дерева грецкого ореха)

С развитием цифровых технологий стало удобнее собирать на совместные занятия тех, кто живет в одном районе. Правда, легкость, с которой сегодня люди «собираются» и общаются в мессенджерах или на интернет-форумах, приводит к тому, что подчас это общение так и остается «виртуальным» и затухает само собой, если проблема, по поводу которой соседи по дому начали разговор (установить шлагбаум, убрать мусоропровод), решена. Активность районных групп в соцсетях редко выходит за пределы цифровой реальности и сосредотачивается на продаже товаров и услуг.

В общем, чтобы социальные связи развивались, а идея комьюнити работала, нужны модераторы и место для встреч соседей в реальном мире.

Принципы и проекты — как встроить комьюнити в девелопмент

Поэтому на первый план вышли девелоперы. Важно заранее программировать добрососедскую среду в новых домах и кварталах, где люди поначалу не знают друг друга. Только детской площадки и вместительной парковки уже недостаточно. Будущим жителям дома важно, будет ли для них создана комфортная среда для знакомства и совместного провождения времени с соседями: организовать мастер-классы, собрать группу для занятий фитнесом или рисованием. Благо масштабы современных домов позволяют выделить пространства для всего этого.

Любители бега

Пока в Москве предложений от девелоперов, развивающих комьюнити, не так много. Работа с сообществами требует много средств и ресурсов. Хотя, как рассказал «Москвич Mag» Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития, директор Центра социальных исследований и технологических инноваций НИУ «Высшая школа экономики», удачные кейсы все же есть: «Выделить место в доме под локальную арт-галерею или организовать коворкинг — это не только удобно для тех, кто работает из дома, но и позволяет объединить людей».

«Добрососедство — элемент комфортной городской среды. Поэтому девелоперам в числе прочего важно создавать условия, где люди будут выстраивать горизонтальные связи между собой и ощущать себя жителем не просто своей собственной квартиры, а жителем дома и даже микрорайона. Плюс развитие сообществ помогает сформировать чувство защищенности. Ведь когда мы знаем своих соседей в лицо или даже по имени, общаемся с ними, мы чувствуем себя гораздо безопаснее, чем в условиях, где мы понятия не имеем, кто живет в соседней квартире или этажом выше», — подчеркивает Михайленко.

В вопросе создания комьюнити среди девелоперов дальше всех пошла компания Sminex. Она не просто строит отдельные объекты «для общения», но и еще на этапе проектирования берет на себя ответственность за формирование и развитие добрососедских отношений в доме. Для этого в компании разработали специальный стандарт FRIEND’S LAB. Например, дом премиум-класса «Достижение» (строится в районе Останкино) создавался в том числе на основе исследований предпочтений потенциальных покупателей. Наполняя дом преимуществами, продуктологи компании ориентировались на результаты этого опроса. Его верхние позиции занимают ответы, связанные с добрососедством.

В исследовании «2018 Build Well to Live Well: Wellness Lifestyle Real Estate & Communities», которое провел Тhe Global Wellness Institute, «велнес-комьюнити» описывается как «группа людей, живущих в непосредственной близости друг от друга, которые разделяют общие цели, интересы и опыт в проактивном стремлении к благополучию во многих аспектах. Комьюнити может быть основано в специально созданном физическом пространстве или может формироваться вокруг общей культуры или социального взаимодействия без специально созданных физических пространств». Исследователи выделяют шесть главных элементов, и этот список функций и принципов взял на вооружение Sminex.

Первый элемент — физическое благополучие. За него отвечает развитая инфраструктура для занятий спортом. Только для жителей в «Достижении» оборудован круглосуточный бесплатный фитнес-зал, зона воркаута, мультифункциональная спортивная площадка, прогулочные маршруты с перепадами высот.

Фитнес-зал по стандарту FIT LAB

Второй элемент — социальное благополучие. Важно наличие места, где соседи могут с интересом и пользой провести время вместе. На территории дома такое отдельное пространство-трансформер — общественная гостиная. Это специально спроектированный павильон с панорамным остеклением, в котором жители могут устраивать праздники, проводить кулинарные мастер-классы, совместно смотреть кино или спортивный матч. Кроме того, в социальном благополучии важную роль играет связь поколений. Для этого в павильоне создана детская комната — она отделена стеклянной перегородкой. Люди старшего поколения могут проводить свой досуг, не отстраняясь от детей.  Это «третье место» дополнит двор-долину площадью 1,7 га, где есть условия для совместного и разнообразного отдыха людей разных возрастов: амфитеатр, зона барбекю, развивающие детские и спортивные пространства.

Павильон с общественной гостиной FRIEND’S LAB и детской комнатой KID’S LAB

Третий элемент — благополучие духовное, эмоциональное и ментальное. Когда комфортная среда для жизни вдохновляет на творчество, это бесценно. Для этого все ее составляющие должны работать вместе и дополнять друг друга: пространства для общения, развития детей, занятий спортом, единения с природой.

Ландшафтный двор-долина площадью 1,7 га

Четвертый элемент — экологическое благополучие. В районе Останкино с этим все совсем просто — здесь расположен зеленый массив парков площадью 651 га. А в самом доме «Достижение» — продвинутые системы комфорта: центральная система принудительной вентиляции с подогревом и двухуровневой фильтрацией воздуха и очистка воды до уровня питьевой.

651 га парков района Останкино

Пятый элемент — устойчивость сообщества. Ее достижению способствует активный менеджмент. Людям должно быть интересно и комфортно общаться между собой. Поэтому в «Достижении» жителям помогает профессиональный комьюнити-менеджер. Он формирует программу мероприятий и вовлекает соседей в активную социальную жизнь дома. Более того, среда в доме способствует появлению инициатив у самих жителей: в фитнесе есть зал для групповых занятий, в общественной гостиной — лекторий и т. д.

Амфитеатр и зона барбекю для жителей

Шестой элемент — экономическое благополучие. Последний в списке, но не последний по значимости элемент, о котором упоминают специалисты Тhe Global Wellness Institute.  «Достижение» дарит своим жителям время: у них есть возможность развиваться, учиться и работать прямо в доме. А еще — совершать покупки в торговой галерее с магазинами, супермаркетом и премиальным рестораном на первом этаже.

Торговая галерея в доме

Что интересно, в какой-то момент именно сообщества продолжают формировать разнообразную жилую среду, отмечает Михайленко. Останкино словно бы подтверждает слова ученого: здесь исторически хорошо развиты традиции объединения людей по интересам, что делает более привлекательным для жизни весь район в целом. Так что, начав объединяться с соседями, жители «Достижения» со временем могут влиться в другие местные сообщества. Благо возможностей для совместных занятий, обучения, вело- или пеших прогулок масса: группы по интересам давно активно используют ВДНХ, Ботанический сад и Останкинский парк совсем рядом с «Достижением».

Например, сообщество Ostankino Runners объединяет любителей бега из Останкино. Создал сообщество в 2014 году сначала как группу VK спортсмен-любитель Юрий Назаров. Он рассказал «Москвич Mag», что ему стало трудно заставлять себя «выгнать на пробежку в одиночестве» и он собрал себе компанию. По словам Юрия Назарова, участие в сообществе помогало новичкам не бросить полезное занятие, а более опытным бегунам вместе готовиться к марафонам, осваивать новые маршруты. Группа VK существует до сих пор, и каждый может стать ее участником и разделить интерес сообщников по бегу, живущих по соседству.

Участники сообщества Ostankino Runners

Локальное сообщество — это не просто соседи, рядом с которыми ты живешь. Это люди, с которыми можно разделить общие интересы, даже ценности. Что делает жизнь гораздо счастливее. Ради этого стоит приложить усилия и поискать именно тот дом, в котором с высокой долей вероятности найдется свое комьюнити.

Мировой опыт показывает, что формат и дизайн комьюнити-центра могут быть совершенно разными. Например, берлинская компания Plastique Fantastique создала для фестиваля в Копенгагене передвижной комьюнити-центр в виде надувных аэрополисов. Прозрачный пластиковый пузырь с «полезной» площадью 100 м кв. внутри перемещался по городу, каждый раз адаптируя наполнение и функции в соответствии с обстановкой в том или ином районе.

Комьюнити-центр в виде надувных аэрополисов

В Люксембурге в небольшом городе Бергем в 2011 году на месте ветхого дома культуры возвели новый современный культурно-общественный центр вокруг величественного дерева грецкого ореха, который простоял на этом месте 80 лет (и его обязательно надо было сохранить). Архитектурные решения создают эффект «распростертых объятий», и в целом здание получилось уникальным и узнаваемым.

Особенность комьюнити-центра «Достижения» — гибкость и адаптивность пространства для различных сценариев. Это непростая задача для проектировщиков и строителей, но ее решение позволяет использовать павильон в качестве кинотеатра, лектория, кулинарной школы, места для детских праздников или коворкинга.

Из чего складывается благополучие? Все элементы в доме «Достижение»

Фото: @Ostankino Runners, plastique-fantastique.de, bruck-weckerle.com, пресс-служба Sminex

Подписаться: