В петербургской галерее KGallery проходит выставка «Время азбуки»: на ней представлены известные и редкие издания, а также оригинальные графические листы к азбукам художников за более чем сто лет: от «Азбуки в картинах Александра Бенуа» 1904 года до последней работы Никиты Алексеева «Your First Book: From Apricot to Zucchini and Back Again» (2021).
«Основой экспозиции стала коллекция знаковых азбук ХХ столетия, которые собирал Владимир Петрович Березовский, коллекционер и директор галереи, — рассказывает куратор выставки Ксения Ремезова. — Но нам было важно дополнить книги оригинальными работами — эскизами к имевшимся у нас азбукам или листами из других азбук (неизданных, незаконченных, оставшихся в виде папок с рисунками). И мы очень благодарны Русскому музею, Музею Анны Ахматовой и частным коллекционерам, которые предоставили произведения из своих собраний». В результате зрители смогут увидеть, в частности, эскизы к азбукам Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Владимира Конашевича, Алисы Порет, Татьяны Мавриной, Ильи Кабакова (к книге «АБВ» Анатолия Маркуши), а также отдельные листы к азбукам наших современников — Анатолия Белкина, Александра Флоренского и ушедшего в 2021 году Никиты Алексеева. «Такая простая, казалось бы, книга, как алфавит с картинками, превращается в своего рода художественное высказывание, сила которого зависит, конечно, от мастерства того или иного художника, а нам удалось собрать по-настоящему выдающихся графиков», — говорит Ремезова.
Поскольку судить о книге по обложке или отдельным листам сложно, организаторы выставки снабдили экспонаты QR-кодами, с помощью которых можно посмотреть полные pdf-издания разных азбук. Кроме того, по выставке проводятся кураторские экскурсии, по выходным проходят детские мастер-классы, а каждую среду и воскресенье — бесплатные арт-медиации.
Скажите, пожалуйста, как возникла идея сделать выставку, посвященную азбукам разных художников?
Идея родилась несколько лет назад, но, как обычно это бывает, параллельно возникали другие проекты, да и коронавирусные ограничения внесли свои коррективы. Основой выставки стала коллекция знаковых азбук ХХ столетия, которые собирал Владимир Петрович Березовский, коллекционер и директор галереи.
Отражается ли в истории азбук история страны или история русского искусства?
Мы можем проследить, как приверженность художников тому или иному стилю и направлению в искусстве влияла на оформление азбуки. Например, азбука Владимира Лебедева 1926 года — это очень авангардная по духу, экспериментальная вещь: художник не подписывал у букв слова, а тематические изображения располагал в духе коллажа, что отсылает к кубистической живописи и графике Пикассо — и самого Лебедева, конечно. Что до «отражения истории страны» в азбуках — это слишком громко. Но советских агитационных азбук это точно касается: «Советская азбука» Владимира Маяковского 1919 года, «Азбука пионера» Владимира Каринского, «Азбука красноармейца» Дмитрия Моора, «Октябрьская азбука» Дмитрия Митрохина, «Антирелигиозная азбука» Михаила Черемных — все они есть на нашей выставке.
Есть ли у вас на выставке любимые азбуки?
У меня несколько фаворитов: один из них — азбука Владимира Лебедева, о которой я уже говорила. Ее я буду обязательно показывать своему сыну, когда он подрастет: пусть она черно-белая, но в ней есть то, что, по словам самого Лебедева, очень важно для детской книги —рисунки, которые удовлетворят познавательный интерес ребенка и расшевелят фантазию. Мы, кстати, выпустили плакаты с азбукой Лебедева — отличная вещь для детской комнаты!
Азбуку Бенуа я тоже, конечно, не пропущу. Его книга — образец эстетской мирискусснической графики, в которой переплетаются как отсылки к детству художника (если почитать воспоминания Александра Николаевича и пролистать затем его азбуку, все станет понятно), так и увлекательные для искусствоведов аллюзии и апроприации из мировой истории искусства: страница с буквой «О — Озеро» — хороший тому пример. Отдельное удовольствие для глаз — редкая «Азбука “Мира искусства”» Мстислава Добужинского 1911 года — ироничные, порой не без колкостей, с большим юмором исполненные шаржированные портреты участников этого художественного объединения — от Бенуа до Яремича.
Еще я трепетно отношусь к сохранившемуся листу из азбуки Самохвалова из собрания KGallery — целиком книга не была реализована и осталась на уровне идеи. Не могу не отметить и азбуку Никиты Алексеева — очень благодарна Алексею Веселовскому из «Пиранези Lab» за возможность показать листы из книги художника, выход которой он, увы, уже не застал.
В графике Алексеева — тонкое мастерство, любовь к обыденным вещам, отсылки к собственному творчеству и мировому искусству и игра, в которую погружаешься с детским удовольствием.
«Азбука “Мира Искусства”» Добужинского — собрание шаржей на его коллег, «Советская азбука» Маяковского — агитация и пропаганда, азбуки городов Александра Флоренского — своеобразные графические путеводители. В каких еще жанрах и формах существуют азбуки?
Бывает еще анималистическая азбука — когда к каждой букве художник подбирает представителя фауны. На выставке есть такая — это азбука Василия Ватагина, выдающегося знатока мира животных, зоолога, художника и скульптора-анималиста. «Сказочная азбука» Татьяны Мавриной, выполненная в узнаваемой манере художницы, — яркий сборник букв, каждая из которых посвящена сказочному персонажу, месту или сюжету: Алмазному дворцу, Ивашке, Утке — золотые яйца, Коту ученому, Острову Буяну, Рыбе-киту и так далее. Выразительный пример современной азбуки — книга «Буквы» Анатолия Белкина — калейдоскоп портретов букв, каждый из которых уникален: когда будете на выставке, сравните, к примеру, «А» и «Ф» или любую другую пару. Это замечательные работы.
Выставка «Время азбуки» в KGallery работает до 10 апреля.
Иллюстрация наверху: фрагмент иллюстрации Александра Самохвалова. Буквы Ж и З, 1920/предоставлены пресс-службой KGallery