О преимуществах жизни в центре, о «Москва-Сити», съевшей все районы вокруг, об исчезновении с наших улиц пожилых людей и о роли Владимира Немировича-Данченко в фильме Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех».
Я родился…
В прекрасном городе Кишиневе в замечательное время советской красивой дружной Молдавии. Запах цветов вперемешку с запахом фруктовых деревьев, длинная прекрасная весна, жаркое, но не обжигающее лето, красивая яркая осень, короткая зима с пушистым белым снегом, добрые люди, незакрывающиеся двери в подъезды, радушие, гармония, покой. Многонациональный город, не было никаких вопросов — по национальному признаку людей не делили. Были хорошие люди и, как везде, не очень. Детство у меня было прекрасное. Все теплые и светлые воспоминания до сих пор со мной и питают мой сегодняшний день.
Сейчас я живу…
В Москве. Я сюда приехал в 14-летнем возрасте учиться на артиста, распланировал свою жизнь с самого раннего детства, знал, что без этого не смогу жить. Однажды по телевизору в программе «Это было, было», которая была посвящена артистам ушедшей эпохи, услышал такое определение — «человек-оркестр». Оно очень точно мне подходило: я хотел быть таким человеком-оркестром, который будет сниматься в кино, играть в театре, петь на эстраде, вести концерты, озвучивать мультипликационных персонажей, записывать радиоспектакли, сказки. Я даже написал в тетрадку пункты, которые хотел бы осуществить. И они до сих пор в моей жизни осуществляются. Пожалуй, у меня нет творческих мечт, которые не сбылись, и я к этому приложил много усилий. Москва была тем городом, где я мог получить творческое образование. Я к этому готовился. Сначала я поступил в эстрадно-цирковое училище и окончил его с красным дипломом. Выпустился и сразу поступил в театральный институт имени Щукина. Я хотел быть не самозванцем, а дипломированным артистом. Первое мое образование — артист эстрады, конферансье, ведущий, второе образование — артист театра и кино, чтец. Так что всем тем, чем я занимаюсь всю жизнь, я занимаюсь по праву.
В Москве я всегда хотел жить в центре. Во-первых, это удобно. Я живу между театром Сатиры и театром Вахтангова, в которых работаю. Из центра удобно ездить на «Мосфильм» и в «Останкино». Это четыре моих постоянных маршрута: театры, телевидение и кино. В центре мы еще хоть как-то можем почувствовать дух той старой Москвы, которая была запечатлена в советском кинематографе, куда я стремился.
Гулять я люблю…
Там, где есть старые здания, история, зелень. В последние годы сбылась моя мечта — в городе стали высаживать деревья. Когда у меня появились дополнительные финансовые возможности, мы с соседями во дворе посадили клен, елки и березы. А когда не было такой возможности, я покупал сырые семечки и разбрасывал во дворах. И страшно радовался и гордился, когда видел, что в московских дворах вырастают подсолнухи.
Мой любимый район…
Если я вам скажу, какой у меня самый любимый район в Москве, то туда сразу устремятся те, кто хочет лишить меня комфортного существования и прогулок, но, по-моему, и так понятно, какие районы у меня любимые.
Мой нелюбимый район…
Не хотелось бы обижать тех, кто живет в этих районах, но это связано с моим студенчеством, потому что это съемные комнатки, углы, на Варшавском шоссе, в Медведково, на улице Корнейчука. Там начиналась моя самостоятельная жизнь в Москве, где мне было очень голодно, холодно и одиноко. Я думаю, что у каждого человека есть подобное место, которое он не хотел бы вспоминать.
Место в Москве, куда все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Говорят, надо съездить в «Остров мечты», посмотреть все своими глазами, но пока не получается.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Москвичей не осталось — это и есть главное отличие. Все другие города приехали в Москву.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Париже, Берлине и Лондоне…
Давно там не был, поэтому мне сложно судить. Наверное, качество и количество ресторанов. Хотя в этих западных городах, насколько я помню, есть маленькие прекрасные кафе, в которых мне всегда нравилось бывать. Я вообще не люблю пафосные рестораны с какой-то сложной молекулярной кухней, в которые тебе нужно заходить с оглядкой. Хочется приходить в теплое уютное место, где на тебя никто не обратит внимание.
В Москве за последние десять лет изменилось…
Многое. Мне не нравятся все эти небоскребы, как их называют, «человейники». Мне не нравится «Москва-Сити», которая съела все районы вокруг и красуется зловещим монстром. Но появилось и много удобного: хорошо, что Москва освещена. Но количество столбов и палок, на которых есть дорожные знаки, дублирующие друг друга, меня очень сильно напрягает и пугает. Столбов и палок порой больше, чем деревьев.
Мне не хватает в Москве…
Прекрасных пожилых людей. Я их просто не вижу. Какое-то время назад они прогуливались по улицам, на них было приятно смотреть: интеллигентные, спокойные, добрые люди. Сейчас куда-то все бегут, мчатся на этих самокатах и велосипедах. Пускай люди бы ходили и занимались своим здоровьем.
Фильм «Хитровка. Знак четырех»…
Это новый фильм Карена Шахназарова, который снимался в Москве на «Мосфильме» и еще в Санкт-Петербурге. Мне доверили роль Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Такая роль в кино — это совершенно особенный факт биографии. Представляете, я теперь могу говорить: «Я сыграл в кино у самого Карена Шахназарова самого Владимира Немировича-Данченко!» Кажется невероятным, что такое можно даже просто произнести. А быть внутри процесса, работать с таким режиссером — это большое счастье. Снимаясь в этом фильме, я как будто бы окончил ВГИК. Ведь у нас в театральных вузах не учат сниматься в кино, хоть в дипломе и написано «актер театра и кино». Это совершенно другая профессия: существование и взгляд в кадре, правильное распределение себя в пространстве — это очень интересно и сложно. Для того чтобы освоить эту профессию и быть в ней свободным, должен быть человек, который захотел бы тебя этому научить. Карен Шахназаров своими советами помимо работы над фильмом и над конкретной ролью преподал мне такие интересные уроки, что я могу назвать период съемок абсолютно счастливым: общение, компания, удивительный сюжет, захватывающий сценарий. Советую посмотреть всем, кто хочет отдохнуть и ахнуть от восторга.
Фото: из личного архива Александра Олешко