О ночных прогулках в переулках Арбата в студенческие годы, о выставке «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022» в Новой Третьяковке и о том, какой дизайн востребован у москвичей сейчас.
Я родилась…
В Москве. В роддоме имени Клары Цеткин на Таганке.
По папиной линии я москвичка в третьем поколении, по маминой — во втором.
Сейчас я живу…
В районе Гоголевского бульвара. Для меня это особенное место. Всегда мечтала жить в переулках Арбата. В нашем районе очень уютно, потому что сохранилось много исторических зданий. Конструктивизм соседствует с классицизмом и модерном.
Я люблю гулять…
В «Музеоне», парке Горького, люблю гулять по дороге на работу в музей — сейчас Московский музей дизайна резидент Новой Третьяковки, — по набережной или возвращаться домой по Остоженке или Пречистенке.
Мой любимый район…
Всегда любила переулки Арбата. Когда я была студенткой Строгановки, мы выпили немало с моими сокурсниками в арбатских двориках и садиках, у многих родители были художниками со своими творческими мастерскими в районе Арбата. Теперь там убрали почти все лавочки, кроме как на детских площадках, и я прекрасно понимаю почему! Радостные вопли гуляющей молодежи будят меня летними ночами, но я не сержусь, вспоминаю, как сама так же гуляла.
Раньше я возила ребенка по пробкам на занятия в Пушкинский музей, теперь он ходит туда пешком, и вообще все стало близко. Мы ходим в недавно открывшийся Дом культуры «ГЭС-2», в ММОМА на Гоголевском бульваре, в Мультимедиа Арт Музей и в миллион прекрасных галерей, в которых выставляются наши друзья.
Мой нелюбимый район…
Я не люблю новые районы и даже районы с низкоэтажной типовой застройкой.
Раньше я жила на бульваре Маршала Рокоссовского, в доме 1936 года, он был прекрасен и около старорежимного сквера, но кругом нашего оазиса были километры пятиэтажек. Типовая застройка меня угнетала. Несмотря на то что было больше зелени и простора, однотипность удивляла — неужели нельзя было сделать дома хоть немного разного типа, цвета. Понимаю, что экономили на всем, главное было обеспечить жильем людей. Стандартизация и унификация в СССР была на службе плановой экономики. Но, кажется, в типовой застройке вырастают типовые мозги.
В ресторанах…
Я люблю кафе «Гоголь-Моголь», там вкусно, демократично и очень удобно. Можно поесть или взять готовую еду домой, при этом можно довольно недорого выпить просекко и закусить кальмаром на гриле, прямо скажу — не по московским ценам. Соотношение «цена—качество» идеальное. Любим крышу ресторана «Воронеж» и традиционные грузинские рестораны.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
В этом году осуществились две мои давние мечты: я попала в дом-музей академика Королева и в дом Мельникова. Это необходимо увидеть всем дизайнерам и людям, которым интересна история дизайна, архитектуры и искусства. Из мест, где я еще не побывала, это обновленный дом Наркомфина и здание Министерства иностранных дел.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Мы сумасшедшие, у нас другой темп жизни. И мы очень радушные и открытые.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Я думаю, лучшее — это люди. У меня много друзей, коллег-друзей, которые стали мне как семья. Мне кажется, в других культурах люди держат дистанцию. Невозможно найти такое же взаимопонимание, как с теми людьми, с которыми ты прошел огонь, воду и медные трубы.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Я люблю Москву и вижу, как она меняется. Много новых музеев, культурных центров. Крутых стартапов и инициатив. Что-то мне нравится, что-то нет. Но общая тенденция однозначно позитивная, развитие транспортной структуры, инфраструктуры. Но Новая Москва — это системная ошибка. Нужно развивать малые города, а не укрупнять Москву.
Хочу изменить в Москве…
Программа-максимум: чтобы у Московского музея дизайна появилось собственное здание. Программа-минимум: чтобы такси стало дешевле и пробки рассосались!
Мне не хватает в Москве…
Мне не хватает свободы. Но это не связано с Москвой. Хочу путешествовать как до пандемии, хочу встретиться и обняться с моими друзьями, которых я не видела почти три года!
Если не Москва, то…
Если не Москва, то я бы хотела жить в Будапеште. С этим городом меня связывает много личного. Он стал мне родным. В 2020–2021 году я стала послом Года венгерского дизайна в России, и это связано именно с моей искренней любовью к Венгрии. Мои коллеги из музеев и государственных институций прекрасно знают, какой я фанат венгерской культуры: архитектуры, музыки, дизайна, искусства и еды.
Я путешествую в Венгрию, наверное, чаще, чем в любую другую страну. В Венгрии действительно невероятно красиво и вкусно, а уровень культуры приятно удивляет. Я восхищаюсь архитектурой, интерьерами в Calvinist Church и Музыкальной академии Ференца Листа, куда хожу на концерты в каждый мой приезд в Будапешт. Любуюсь индустриальными постройками из литого чугуна знаменитого Эйфеля — Центральным рынком и вокзалом Ньюгати. Эти здания были построены еще до принесшей ему известность Эйфелевой башни.
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
Я гуляю с малышом на бульварах, Патриках, в «Музеоне», часто хожу на открытие выставок к моим коллегам в другие музеи. Очень люблю камерные открытия в фонде In Artibus. Иногда в кино, но самое любимое — это ходить к друзьям в гости. Из-за пандемии я соскучилась по живому общению. Так приятно обняться и поговорить на кухне!
Выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022» в Новой Третьяковке…
Мы только что открыли в Новой Третьяковке выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022». Не побоюсь этого слова — программную выставку, ради которой и был создан музей дизайна. Я считаю, она должна стать постоянной экспозицией. Выставка показывает передовые проекты дизайнеров и продукцию, которая выпускалась массово промышленным способом. Это очень интересные параллели, так как обычно дизайн и его историю показывают в отрыве от реальности. Поэтому это первая честная выставка с рассказом о том, как развивалась история дизайна в России.
У всех были и до сих пор есть чайные сервизы и вазы, выпущенные на ЛФЗ, в Вербилках, все мы знаем продукцию московской фабрики «Красная Роза», ведь из этого текстиля отшивали практически все московские предприятия и практически у всех была типовая мебель: стенки и гарнитуры, которую разрабатывали во Всесоюзном проектно-конструкторском институте мебели в СССР. И еще фотоаппараты Красногорского механического завода, такие как «Зенит-Е». Мы рассказываем на выставке про идеи, историю предметов и их создателей, а также про то, как менялась материальная культура в нашей стране за последние сто лет.
Сейчас востребован у москвичей…
Все больше людей в моем окружении покупают предметы интерьера и одежду у современных российских дизайнеров. И это так здорово! Люди хотят поддерживать своих коллег, молодых дизайнеров и архитектурные бюро. Прекрасные предметы мебели и интерьеров у Александра Каныгина, Дмитрия Самыгина, Archpole, светильники Екатерины Копытиной и Димы Логинова, ковры Андрея Будько. Я сама хожу с сумками CODE: UNIK, в пальто Виктории Андреяновой, украшениях Кати Лукьяновой, у меня дома советские и современные предметы мебели и посуда, созданные на фабриках Москвы и в регионах России. Интересно, что и винтаж становится мегавостребованным. Отчасти благодаря нашей работе. Все чаще молодежь не выкидывает, а реставрирует и бережно хранит предметы, доставшиеся в наследство.
Из современных вещей может попасть в музей дизайна будущего…
В нашу коллекцию попадают предметы, которые отражают современные тренды, технологии, которые были вдохновлены нашей культурой: русским авангардом, советским дизайном. Но особенно в дизайне мы отслеживаем проекты, связанные с экологией и вторичной переработкой.
Фото: предоставлено PR-агентством «Бедуш & Маренникова»