Ирина Иванова

Это мой город: куратор и искусствовед Сергей Хачатуров

3 мин. на чтение

Об арбатских улицах, балансе между историческим и современным городом и выставке «Границы видимости» в ЦСИ Винзавод.

Я родился…

В Москве, поэтому для меня это все-таки и большая, и малая родина. И в этом макрокосме, микрокосме очень даже интересно жить, потому что здесь все всегда существует в двух измерениях. С одной стороны, в каком-то очень камерном и уютном: поскольку это лично мой город, я знаю потайные закоулки, которые угадываются даже периферийным зрением. А с другой стороны, Москва — это столица столиц, и здесь всегда все резонирует в каких-то глобальных масштабах, а каждое событие делается так, чтобы оно было заметно не только в пределах Садового кольца, но и во всем мире.

Сейчас живу…

Как раз в пределах Садового кольца. И вообще всегда там жил, потому что решил, что нужно быть преданным своей опять же малой и большой родине…  А поскольку это район Арбата, то есть и огромная тема некой визуальной памяти этого района и, безусловно, уникального арбатского общения, и насыщения атмосферой и друзьями. К тому же это просто хорошее место для прогулок, размышлений, интеллектуальных бесед, посещения всяких замечательных, правильных мест, связанных с музыкой, с театром, с перформансом, как раз с тем самым интермедиальным пространством культуры, о котором мы разговариваем.

Люблю гулять в Москве…

Мне очень нравится Поварская улица и слобода, где жили повара еще с царского времени, Скатертный переулок, Хлебный. Я, помню, начинал как историк искусства, и мне тогда было важно изучать модерн, ар-нуво — как раз архитектуру этого района.

Нелюбимый район Москвы…

Сейчас Москва так интересно и быстро меняется, и даже то, что было нелюбимым, теперь можно полюбить. Вот, например, была абсолютно убитая зона в районе Москвы-реки — «Технопарк». Раньше ее вообще не было: вот эта пойма Москвы-реки, причем промышленная, где всегда была абсолютно убитая инфраструктура — пустыри, заброшки. А сейчас там интересно: выросли новые микрорайоны, там теперь Диснейленд. То же самое происходит с районом Савеловского вокзала, где были промзоны — я там работал в редакции газеты «Культура». Сказать, что у меня есть нелюбимый район, теперь уже, наверное, невозможно, потому что слишком динамично развивается этот город.

Бываю в ресторанах…

Мне нравятся кафе в ЦСИ Винзавод: «Цурцум», это именно кафетерий, в «Хитрых людях» можно приятно, интересно и вкусно пообедать с какой-нибудь хорошей компанией.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

В динамике жизни, которая позволяет существовать в стрессовой ситуации, чего нет даже в бывшей столице Российской империи — Санкт-Петербурге, где стало куда более спокойно, консервативно и размеренно.

В Москве за последние десятилетия изменилось…

Некоторые изменения, связанные с потреблением информационных потоков, стали безумно скоростными. И к тому же капиталистическая система модернизации, которая предполагает создание бесконечных кластеров, возможность выжимать деньги из жилья, из застройки, капитализация.

Это, мне кажется, для инфраструктуры скорее губительно, потому что перенаселение города не подкрепляется созданием нормальной инфраструктуры для жизни, для социализации людей, которые приезжают в огромном количестве.

Хочу изменить в Москве…

Изменить я, конечно, хотел бы эти параметры модернизации — ввести какой-то баланс между городом историческим и городом современным. Как нам завещал Ладовский, между прочим: его параболу вроде бы и приняли к проектному расширению Москвы. В 1927 году он предложил план: уйти от кольцевых структур, которые, как удавки, душат город, и нужно постоянно делать все новые и новые кольца. А именно парабола, которая спокойно будет расти вовне, подчиняясь теме двух векторов, которые постепенно расширяются и принимают в себя новую инфраструктуру, в том числе зоны жилья, производства, зеленые зоны, транспортные артерии. Эта система предполагает, что начало параболы — это скоба, где центр исторически сохраняется, остается в неприкосновенности. Поэтому она и помогает найти этот баланс между историей и современностью. Центр Москвы, старый город с историческими достопримечательностями, должен быть предметом заботы охраны памятников. А все остальное по логике параболы может расширяться и беспрепятственно развиваться вовне, но все же подчиняясь принципам хорошей жизненной инфраструктуры.

В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…

В ЦСИ Винзавод. Я люблю сюда ходить, потому что раз в месяц здесь дни вернисажей — галереи представляют новые проекты. Это такое искусство, где можно сразу увидеть новые тенденции, пообщаться с художниками. И поскольку мне выпала честь самому режиссировать большую выставку, то я здесь в последнее время бываю чаще всего.

Но сейчас у меня есть разные проекты, не обязательно связанные с современным искусством, но и с древностью в том числе. Например, хожу в ГИТИС на режиссерский факультет и выбираю интересные идеи по поводу чтения, интерпретации текстов XVIII века, эпохи Просвещения, которые написали Сумароков, Тредиаковский, Державин: о трагедиях, рыцарях и прекрасных дамах. Все это помимо МГУ, где я преподаю курс русской архитектуры от эпохи авангарда до сегодняшнего дня.

О текущих проектах и планах…

Сейчас у нас в ЦСИ Винзавод открылась выставка «Границы видимости». И эта выставка предполагает долгосрочную работу — не просто открыть и отстраниться от дел. Так вообще кураторы сегодня не работают: они все равно обязаны так или иначе вести свой проект. И поэтому в данном случае мы должны дальше работать в границах Винзавода, на дискуссионных площадках, встречаться с людьми, делать книжку: предполагается издание, включающее и каталог, и теоретическую часть, и исследовательскую. Запланированы некие перформативные вещи с художниками, общение, экскурсии и, безусловно, семинары. Так что сейчас моя главная забота — это выставка «Границы видимости».

Фото: предоставлено пресс-службой

Подписаться: