Мария Ганиянц

Это мой город: режиссер Дмитрий Волкострелов

5 мин. на чтение

О московской реновации, похожей на махинацию, об отношениях с Москвой в период самоизоляции и о том, что питерские рестораны — лучшее, что есть в России.

Я родился…

На Чистых прудах в огромной — ведь в детстве все кажется больше, чем на самом деле — пятикомнатной коммуналке, где были высоченные потолки с лепниной и мраморные подоконники. В квартире, занимавшей первый этаж бывшего доходного дома, был подъезд в метлахской плитке, изрядно загаженной при СССР и закрашенной той самой краской, которая иногда весной напоминает о себе своей «свежестью».

Четыре из пяти комнат коммуналки поделили мы и еще одна семья, а в пятой жил одинокий дед Михалыч. В первую волну постперестроечных продаж квартиры на первых этажах активно скупались, и за нашу давали большие деньги. Но дед Михалыч уперся и ни в какую не хотел уезжать. Говорил, что здесь прожил всю жизнь, здесь и хочет умереть. Так и случилось через несколько лет. К этому времени спрос на первые этажи упал, и мы долго не могли найти хоть какого-нибудь покупателя. А когда он все же появился, мы переехали на «Водный стадион» в отличную кирпичную пятиэтажку. В отдельную квартиру.

К сожалению, сейчас наш крепкий дом пойдет под снос, при голосовании с перевесом в две квартиры победила реновация.

Реновация в Москве…

Похожа на большую махинацию, еще это прямой путь в гетто. Возможно, кому-то надо заработать быстрые и большие деньги, а что будет дальше — их не очень волнует. Прекрасные и зеленые московские районы могут превратиться в гетто с циклопическими домами, в которых невозможно будет жить. В нашем городе такое многоэтажное строительство кажется неоправданным, мы же живем на Манхэттене, где действительно нет места, поскольку это остров. Пройдет несколько лет, и цены на недвижимость в таких новых районах в разы упадут вместе с качеством жизни.

В московские рестораны…

Не хожу, только в питерские. Ситуация в Питере с гастрономией и особенно с барами, может быть, лучшее, что есть в России, невероятно вкусно и недорого, много небольших интересных мест, бары, кафе, да и просто столовые, где можно поесть хоть на 100 рублей. А в Москве пока все больше сети, которым лучше пару одинаковых заведений открыть рядом на улице и работать себе в убыток, лишь бы не пустить конкурентов.

Хотя, кажется, все-таки ситуация начинает меняться.

Карантин…

Я провел в Москве. Я живу на «Водном стадионе» и за это время изучил парки, которые есть вокруг — «Головинские пруды», например. И выяснил, что там есть Лихоборская набережная и река Лихоборка. Так вот, эта река впадает в другую реку, а потом еще в другую, потом еще куда-то, а потом в Волгу! В нее вообще много что впадает, но приятно было узнать, что в том числе и река Лихоборка.

Это все скорее самоизоляционные впечатления, потому что на карантине я все-таки сидел по-настоящему. А самоизоляцию я немного нарушал, выходил гулять ночью. Перелезал ограды и проникал в опечатанные парки, признаюсь честно, но это было ночью и там совсем никого не было. Так что не думаю, что я кому-то мог причинить вред. Это был очень хороший опыт. Я познакомился со своим районом, выяснил, что там все вполне неплохо. Мне очень понравилось ощущение пустого города: в начале самоизоляции мне надо было по работе ездить в центр, и это было удивительно. Огромное впечатление. Такого больше в нашей жизни не будет, я думаю.

Театры в Москве…

В отличие от гастрономии несколько разнообразнее, чем в Питере. Больше воздуха благодаря фестивалям и музеям современного искусства, чуть больше опыта, публика чуть более открыта. И наш театр post принимают в Москве, как правило, с большим интересом, чем в Питере. Но, может быть, потому что срабатывает фестивальный формат, в Москве мы на гастролях. Театр — наименее контролируемый вид современного искусства с возможностью прямого диалога со зрителем, и создается ощущение, что именно в поле театра сегодня аккумулируется мощнейшая энергия (и поэтому мы все пребывали в сложном состоянии, пока рассматривалось дело Кирилла Серебренникова). Современный театр может быть местом, где на какой-то момент собираются не знакомые друг другу люди, хоть на пару часов, и возникает некое сообщество, которое живет по неким иным законам, чем все остальные жители страны или континента, все остальные люди какой-то нации или какой-то планеты.

Самое важное в театре…

И в искусстве — честность. Я очень не люблю, когда мной пытаются манипулировать или обмануть. Тогда хочется сказать: «Перестаньте, я же вроде бы умный человек, зачем вы со мной так поступаете»

Концерт «Русская музыка 2.0» на фестивале «Территория»…

Это мировая премьера сочинений современных российских композиторов, которые стали первыми лауреатами программы «Русская музыка 2.0». Это замечательная инициатива Aksenov Family Foundation, направленная на поддержку академической музыки в России. По заказу фонда композиторы — Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачёв, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский и Александр Хубеев — создали совершенно новые музыкальные произведения. Моя задача как режиссера состоит в том, чтобы придумать тонкую, едва заметную рамку, в которой эта музыка будет существовать. Нам пришла идея, что можно было бы визуализировать сами партитуры музыкальных произведений. Современные партитуры зачастую обладают такой интересной в визуальном отношении нотной записью, что сами собой могут представлять арт-объект, который интересно изучать и рассматривать.

Концертная программа «Русская музыка 2.0» впервые прозвучит на открытии фестиваля «Территория» на нашей сцене — в Центре имени Мейерхольда. Кроме того, это будет моя первая работа в ЦИМе на посту художественного руководителя, и я жду этого события с большим нетерпением.

В спектакле Lorem Ipsum в театре «Практика»… 

Мы с художником Ксенией Перетрухиной выступаем как кураторы, работая одновременно с девятью режиссерами «Мастерской Брусникина». Это первый опыт такого рода, и мы не знаем, что здесь правильно, а что нет, мы просто работаем. Никакого готового рецепта не может быть в принципе, как и в любом кураторском проекте, поскольку здесь очень многое зависит от людей, от коммуникации.

Ребята сейчас репетируют, я с ними поддерживаю связь, они делятся со мной проблемами, переживаниями, но пока еще опасаются звать меня на репетиции. Я очень хорошо их понимаю, так как сам режиссер, мне тоже было бы сложно работать с неким куратором. Я стараюсь быть максимально деликатным в этой ситуации, не настаивать. Для меня важно сохранить цельность каждой работы.

Изначально я сам должен был ставить эти девять пьес (девять глав пьесы Екатерины Августеняк), но я подумал, что просто не выжму из себя девять разных способов работы с текстом. Будет гораздо интересней, если это сделают девять разных авторов. Поэтому пока я стараюсь быть таким человеком без лица.

Каждая часть имеет свою тему: «Русская классика», «Медицина и здоровье», «Наука и техника», «Юмор и развлечения» и так далее. Важно, что сами зрители будут голосованием выбирать главы, которые они хотят посмотреть сегодня. И выбор одной главы мы оставляем за собой. Это вещь, которая будет развиваться, в процессе станет понятно, какие темы более актуальны.

В октябре на Brusfest привезут мой спектакль «Квазифутбол»…

Я всегда так или иначе интересовался футболом, и мне хотелось сделать о нем спектакль, но мне казалось, что глупо делать это в Москве или Санкт-Петербурге. С футболом у нас не очень хорошо, а единственный клуб, который вызывает уважение — это «Краснодар». Поэтому когда мне предложили поработать в Краснодаре, я понял, что наступил тот самый момент. И я сделал документальный спектакль. В нем есть разные тексты, но очень важно, что он каждый раз отличается от предыдущего, так как повторяет структуру последнего прошедшего матча ФК «Краснодар». Если ничего не изменится и не будет никаких неожиданностей, то в Москве будет спектакль про матч «Спартак»—«Краснодар».

Концерт «Русская музыка 2.0» состоится 16 октября в Центре им. Вс. Мейерхольда в рамках открытия XV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». Подробности программы и билеты здесь.

Премьерные показы спектакля Lorem Ipsum состоятся 23 и 24 октября в театре «Практика» в рамках программы фестиваля «Территория». Билеты на спектакль здесь.

 Спектакль «Квазифутбол» можно будет увидеть 29 октября в рамках программы фестиваля Brusfest. Билеты на спектакль здесь.

Фото: пресс-служба театра «Практика»

Подписаться: