search Поиск
Анастасия Медвецкая

Это мой город: режиссер и сценарист Анна Матисон

4 мин. на чтение

О так и не воплощенной работе с Евгением Гришковцом — фильме, как Москва не принимает приехавшего, о недовольных жизнью города, которые слишком оторваны от реальностей страны, и о документалке, снятой к юбилею мужа — Сергея Безрукова.

Я родилась…

В Иркутске. Это не только город детства — все-таки я там прожила больше половины жизни, успела стать главным продюсером телекомпании, работала с топовой командой продакшна. Поэтому в какой-то момент, когда тогдашний генеральный директор холдинга предложил мне повышение, сперва я, конечно, согласилась, но потом поняла, что нет — не надо. Нужно набраться смелости, бросить все, что успела наработать, и ехать туда, где снимают кино. Я понимала, что будет очень трудно: без знакомств, без денег, далеко от семьи, но утешало, что это путь многих и другого пока не придумали. К тому же я махровый интроверт: как не умела общаться, встраиваться в компании, так этот зажим и остался со мной. И, поверьте, это не делает твою дорогу легче. Вот все-таки надо уметь общаться, я это понимаю, но по-прежнему свободно чувствую себя только в работе.

Москва мне понравилась сразу. Я купила карту и ходила везде пешком, буквально от скамейки до скамейки — готовилась к вступительным экзаменам во ВГИК. Вот странно, но в линейном, понятном Питере я до сих пор путаюсь, хотя уж сколько там работала, вроде и жила месяцами иногда, но нет, не дается мне этот город, а Москва стала понятной интуитивно тут же.

Когда-то Женя Гришковец очень сильно мне помог, выдав карт-бланш на совместную работу, я это до сих пор очень ценю; так вот, первая совместная работа, еще до фильма «Сатисфакция» — это разработка кино о Москве. Я летала к Жене в Калининград, и мы писали этот сценарий. И, кстати, написали. Мы так и не смогли его воплотить, так как он требовал съемок в течение года — нужно было разное состояние, разное время года. Но было бы интересно поднять этот сценарий и когда-нибудь реализовать. Он именно о том, как человек приезжает в Москву и принимает этот город, а город принимает его.

Конечно же, я иркутянка и малая родина — это не то, что можно изменить пропиской. Но Москва, безусловно, стала родной — здесь моя работа, здесь моя семья, мой муж, родились мои дети.

Мои любимые и нелюбимые районы…

Мы очень долго жили с Сережей в Кузьминках, и на моих глазах там были построены рынок, детская ярмарка с каруселью, мастер-классами для детей, сценой, много отличных игровых площадок по всему району. Перед Московским губернским театром — фонтан, рядом два парка. И это реально меня впечатляло, так как это не близкий спальный район. В то же время не смогу избавиться от чувства, что да, это столица, все понимаю, но мне бы хотелось, чтобы и в моем Академгородке в Иркутске было так же.

Мои любимые заведения в Москве…

Боюсь отвечать на этот вопрос, так как буду звучать страшной занудой. Но что делать, я и в Иркутске-то была в клубах, чтобы только снять материал, когда работала в молодежной редакции. В Москве не была нигде, не знаю даже названий, по нулям тут. Но первое, на что я потратила деньги, были абонементы в консерваторию и билеты в театры. Вот тут я, как истинный неофит, в любую погоду шла везде, активно пользовалась корочкой ВГИКа, чтобы смотреть спектакли — откуда угодно, лишь бы смотреть. До сих пор мне достаточно зайти в БЗК, чтобы началось внутреннее волнение.

Хочу изменить в Москве…

Надо быть очень оторванным от реальностей нашей страны, чтобы быть недовольным жизнью в Москве, поэтому у меня нет таких настроений. Хорошо, что выборы прошли — могу сказать, что думаю, а то б обвинили в агитации.

Москва по сравнению с  другими мировыми столицами…

Я не так уж много жила в городах других стран, чтобы иметь возможность полноценно сравнивать. Перебираю в голове столицы — нет, не могу найти что-то похожее. Все-таки у каждой столицы есть свое лицо, свое архитектурное, эргономическое решение, свои центры культурного притяжения. Мне жаль, что в Москве многое не сохранилось в плане архитектуры. Я фанат всевозможных пабликов о том, как было, люблю рассматривать старые фотографии, хронику, сразу ныряю туда, в то время. С другой стороны, сейчас все, что сохранено, в порядке, и мне душевно близка именно вот эта двухэтажная Москва.

Знаю, что это общее место, часто приходится это слышать, но Москва точно выигрывает по уровню комфорта и сервиса. Я помню свое недоумение, когда первый раз оказалась в европейской столице и, оказывается, поесть круглосуточно нельзя, если не в «Макдоналдсе». А у нас такая специфика работы, что смена длится 12 часов минимум. А все закрыто. В выходные закрыты магазины. Я так и не ответила себе на вопрос, когда же совершать покупки, если ты сам работаешь. В общем, то, что мы воспринимаем как должное — это вовсе не везде существует.

Я сняла документальный фильм о Сергее Безрукове «Чье сердце бьется громче»…

Мы только что выпустили трейлер, мне кажется, что он очень точно отражает суть фильма. Он называется «Чье сердце бьется громче» — очень хорошее название, даже жаль, что не я его придумала. Это была фраза, оброненная кем-то из братьев Пресняковых, кажется, Олегом. Мы долго обсуждали, как мне быть с фильмом, как выбрать нужный тон, и именно Олег и Володя помогли мне не бояться быть сложнее. Вы не увидите традиционных для жанра юбилейного фильма забавных анекдотов, коллег, которые рассказывают о совместной работе.

Возможно, выбрав более сложный путь повествования, мы сократили количество потенциальных зрителей, но Сережа — это не тот человек, что был 20 лет назад, он давно изменился, а в информационном поле по-прежнему клише. Так вот, рассказать про того Сергея, которого я знаю, которого уважают в театре и на съемочной площадке, хотелось языком документального кино, а не передачи. А документальное кино — это не так просто, это требует от зрителя совместной работы. Надо подключиться к тому ритму, который мы задаем с самого начала, он подразумевает наблюдение. И тогда, я очень надеюсь, вам будет интересно. Главный образ, к которому мы идем через весь фильм, заключен в финальном эпизоде: жизнь —  как затяжной прыжок. И сердце бьется громче.

18 октября в онлайн-кинотеатре Okko стартует четырехсерийный документальный сериал «Чье сердце бьется громче».

Фото: предоставлено пресс-службой OККО

Подписаться: