Это мой город: режиссер и сценарист Константин Лопушанский
О Сретенском монастыре, прогулках в парке у «Мосфильма», деловитости москвичей и истощающем силы избытке людей.
Я родился…
В Днепропетровске, но должен был в Москве. Мои родители учились в МГУ, но буквально за неделю до родов мама уехала на Украину к своим родителям. В Москву я вернулся в 1970-х, когда учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. У нас читал лекции Андрей Тарковский, у него я проходил на «Сталкере» практику, преподавали Александр Митта, Михаил Швейцер, Эмиль Лотяну. Это было замечательное время.
Сейчас живу…
В Санкт-Петербурге, но в Москву часто езжу по делам. Здесь и контакты с актерами и продюсерами, ностальгические связи. Здесь много друзей, Дима Быков например.
Люблю гулять…
В Столешниковом, там чудесный храм Космы и Дамиана в Шубине. Там служил регентом хора Павел Чесноков и отпевали Василия Сурикова. А еще в сторону Сретенского монастыря, туда непременно захожу. Он нравится мне своей атмосферой, знаком я и с отцом Тихоном (Шевкуновым). Там какая-то настоящая Москва. Этому району удалось сохранить ощущение старой Москвы, она здесь им дышит.
Любимый московский район…
Трудно сказать. Часто бываю у «Мосфильма», там чудный парк, всегда можно прогуляться с друзьями, посидеть на природе, подумать. Бываю и на Васильевской у Дома кино, на Тишинке.
Любимые рестораны и бары…
Таких нет, везде хожу по случаю.
В Москве меня можно чаще всего застать…
У Третьяковки. У меня там была недавно ретроспектива, замечательная публика собралась, прекрасные встречи прошли.
Мое отношение к Москве менялось…
Москва многообразная, и в этом ее прелесть. Она очень деловая, всегда заряжает энергией. Я здесь всегда по делу, всегда в мыслях о том, как провести разговор с партнерами по фильму.
Москвичи отличаются от жителей других городов…
Они более организованы, меньше рефлексии у них. Деловитость и активность москвичей мне всегда нравилась.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Лондоне, Париже или Берлине…
Это наш город, все говорят по-русски и русские люди живут — это достоинство для тех, кто родился в нашей стране. А так это как сравнить пять красивых женщин — каждая хороша по-своему.
Мне не нравится Москва…
Ощущением перенаселенности. Это какой-то Вавилон. Многие питерцы жалуются в Москве на ритм, избыток людей, истощающий силы. Конечно, если сравнить Москву с Токио или Пекином, то Москва покажется тишайшей. У Игоря Северянина есть очень точные строки на этот счет:
В деревне хочется столицы…
В столице хочется глуши…
И всюду человечьи лица
Без человеческой души…
Москве не хватает…
Может быть, питерской сдержанности, европейской организованности жизни. Но я люблю Москву такой, какая она есть.
11 марта в прокат вышел фильм «Пальмира»…
Какое-то время назад режиссер Иван Бортников предложил мне написать сценарий на основе реальных событий об отце, отправляющемся в Сирию искать единственную дочь, завербованную террористами. Вместе с моим соавтором мы написали сценарий «Пальмиры». Я вложил в него дорогую для себя идею, которую хотел использовать в своих работах, но там она оказалась на своем месте. Фильм уже показали на фестивалях в Южной Корее и российском Выборге. Собственно, Пальмира — это образ, образ искусства и гуманизма, а частная история становится притчей, фундаментальной человеческой драмой, почти античной трагедией о поисках правды и нравственном выборе.
Фото: Альберт Труувяэрт