Эволюция на диаметрах: как менялись поезда «Иволга» и что будет дальше
Все в Москве меняется стремительно — за это мы, городские жители, ее и любим. Две недели назад у нас как по щелчку пальцев появились десятки новых маршрутов и пересадок — открыли третий диаметр, который связал Зеленоград с Раменским. В ближайшие недели запустят четвертую (и самую длинную) линию МЦД — она протянется из Апрелевки в Железнодорожный.
От приезжающих в Москву часто можно услышать, что не каждый способен выдержать такой быстрый темп жизни. И с транспортом аналогично: не каждый поезд подходит для того, чтобы бесперебойно поддерживать ритм жителей мегаполиса. Пассажиропоток в московском транспорте измеряется миллионами человек в день. Поэтому в 2019 году у нас появился магистральный наземный рельсовый транспорт — МЦД, а вместе с ним и новый формат поезда «Иволга».
Зачем нам городской электропоезд / Как делают поезда
Городской электропоезд — это относительно новый для Москвы вид транспорта. У него своя философия: поезд должен перевозить множество пассажиров с короткими интервалами и частыми остановками. Расстояния между станциями при этом относительно небольшие, и состав должен подходить именно для ежедневных поездок по городу.
Разработку поездов «Иволга» начали десять лет назад. Вероятно, вы слышали, что их производят в России — на Тверском вагоностроительном заводе, который входит в АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Комплектующие собираются на отечественных предприятиях в более чем 90 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Твери и Чебоксарах.
На этапе создания перед конструкторами стояла задача со звездочкой: придумать не только новый поезд, но и платформу-трансформер для производства составов разной модификации под конкретные цели. Получилось так, что «Иволги» можно использовать как для городских, так и для пригородных и межрегиональных перевозок.
Первая версия поезда вышла на железную дорогу в 2019 году. «Иволга 1.0» стала не еще одним электропоездом, а завоевала новый статус в транспортной системе города — наземное метро. В «Иволге» нет тесных тамбуров, зато есть широкие двери, просторный салон и удобные поручни. Везде работает бесплатный вайфай, а над дверями и в салоне современные мониторы. Сейчас «Иволги 1.0» курсируют на МЦД-2 из Нахабино в Подольск.
К запуску диаметров в 2019 году была готова уже вторая, улучшенная версия поезда — «Иволга 2.0». Ее пустили по первому диаметру из Одинцово в Лобню. Поезд уже тогда доработали с учетом пожеланий пассажиров. Например, USB-разъемы для зарядки гаджетов появились не только у выходов, а у каждого кресла. Возле сидений сделали столики, а в салоне оборудовали места для проезда стоя и откидные сиденья у дверей. Мониторы и экраны стали больше.
«Иволга 3.0»: яркое обновление
В 2021 году Тверской вагоностроительный завод показал «Иволгу 3.0», и сразу стало понятно, что это не рядовое обновление. Поезд буквально переосмыслили. Сейчас это самые современные составы, которые есть в Москве. Головной вагон состава установили и перед входом в «Манеж», где сейчас проходит выставка главных достижений московского транспорта.
Основное отличие «Иволги 3.0» — она стала еще быстрее и теперь умеет разгоняться до 160 км/ч вместо 120 км/ч. Скорость поезда выросла на 30%, а само ускорение происходит на 10% быстрее, чем у предшественника. По сравнению с обычными электричками время в пути сократилось на 10 минут.
Если «Иволга 2.0» была поездом победившего USB, то в «Иволге 3.0» новинкой стали разъемы Type-C. В новом поезде таких предусмотрели 138 штук, при этом и привычные USB-разъемы никуда не делись. Число зарядок в целом выросло на 92%, так что искать свободный не придется.
Интерьер второй «Иволги» пусть и менялся по сравнению с первой, но все-таки не так радикально, как сейчас. В «Иволге 3.0» привычные синие кресла стали ярко-желтыми. С ними поезда смотрятся свежо, а узнать их можно, даже стоя на платформе.
«В нашем поезде люди чаще едут рано утром и когда возвращаются с работы. Поэтому одной из задач наших дизайнеров было создать людям хорошее настроение», — объясняет шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов.
Сами кресла в новой версии тоже были переосмыслены: они стали эргономичнее, а число мест для сидения выросло на 50 по сравнению с «Иволгой 2.0». В поезде на 11 вагонов их теперь 718. Под каждым столиком дизайнеры предусмотрели крючки, на которые можно повесить маленькие рюкзаки и сумки.
А на международном железнодорожном салоне PRO//Движение Экспо ТМХ представили следующую модель поезда – «Иволга 4.0», разработанную совместно с правительством Москвы. В вагонах новой серии будет три двери вместо двух, что позволит пассажирам быстрее заходить в поезд на станции. Новая модель поезда уже на 97% состоит из российских комплектующих. В частности, система управления и программное обеспечение электропоезда «Иволга 4.0» полностью спроектировано и произведено в России.
Что думают пассажиры / Транспорт как эмоция
В современном мире общественный транспорт все больше подстраивается под нужды конкретного человека. Есть много урбанистических исследований о том, что поездки в городском транспорте — это еще и получение эмоций.
В Москве контраст заметен очень хорошо. На улице шумно и суетливо, а когда заходишь в поезд, там тишина и комфорт. «Иволга» идет плавно, практически без шума, тряски и вибраций — можно даже работать. Или сесть у широкого окна и наблюдать за городом со стороны. Такая обзорная экскурсия в каком-то смысле возвращает нас во времена, когда все садились на трамвай и отправлялись на прогулку через полгорода.
Для велосипедистов запуск МЦД и новых поездов стал отдельной радостью.
Раньше выбор маршрутов в Москве, если при вас велосипед, был очень ограничен. Во многих электричках перевозить его можно было разве что в тамбурах, бесплатно — только в определенное время. В «Иволгах» удобные крепления и хватает места всем. Пассажиры не раздражаются при виде велосипедиста, и город становится дружелюбнее. А в новой версии поезда разработчики предусмотрели место для зарядки электросамоката. Широкие двери — 1400 мм — оценят и маломобильные пассажиры, и люди с колясками.
Изучая отзывы пользователей, специалисты продолжают думать над эргономикой поезда, его цветами и фактурой. Помимо зарядок, которые появились в «Иволге 2.0», по просьбе пассажиров в вагонах установили крючки для сумок, усовершенствовали систему поручней.
Для МЦД город закупил у ТМХ по последнему контракту 95 поездов «Иволга». Их поставки начались в 2022 году, а завершатся, как ожидается, в 2025-м. А там уже и пятый диаметр запускать.