Редакция Москвич Mag

Фудшеринг, переработка и компостирование: что происходит с нераспроданными товарами в ритейле

3 мин. на чтение

По данным доклада ООН об индексе пищевых отходов (Food Waste Index Report 2024), ежегодно в мире утилизируют миллионы тонн продуктов питания на сумму свыше 1 трлн долларов. Кроме финансовых убытков для бизнеса это негативно влияет на экологию. Директор по качеству торговой сети «Перекресток» Сергей Тюветский рассказал, как в ритейле решается проблема с просроченной едой.

Одна из тем, затронутых в исследовании ООН, — влияние мусора на изменение климата и глобальное потепление. Пищевые отходы генерируют 8–10% выбросов парниковых газов. И это почти в 5 раз выше, чем объем выбросов от авиационной отрасли.

«Для “Перекрестка” вопрос работы с пищевыми отходами — один из ключевых в рамках ESG-повестки», — делится Сергей Тюветский, директор по качеству сети. И в этом отношении у ритейлеров сегодня есть две основные стратегии: минимизация невостребованных продуктов и утилизация или переработка просрочки.

Как минимизировать просрочку

Для того чтобы больший процент фруктов и овощей имел необходимый уровень качества, необходимо тщательно выстраивать отношения с поставщиками. Например, работать напрямую с производителями, развивать агроконтракты и регулярно проверять качество товаров у партнеров. Также в крупных сетях специально для поставщиков в сфере продуктового ритейла разработаны рекомендации в области устойчивой упаковки, которую можно направлять на переработку.

В 2023 году в Москве был запущен проект «Зеленый коридор». Теперь все овощи и фрукты проверяют на распределительном центре, а не в магазинах. Благодаря этому товары ненадлежащего качества отсеивают еще на складе, объем списаний сокращается, а затраты на логистику снижаются. На полки магазинов приезжают только отборные фрукты и овощи, а сохранить удается на 10% больше продукции.

Еще один способ сокращения издержек — создание системы прогнозирования спроса и оптимизации закупок. Для этого сегодня активно используют искусственный интеллект. Система работает на основе ML (машинного обучения), а ИИ анализирует данные о продажах и рыночных активностях.

Как устроен фудшеринг

Фудшеринг — практика, которая помогает делиться едой и избегать необходимости ее утилизировать. Для этого используют специальные приложения или группы в соцсетях, а продукты предоставляют рестораны и магазины.

Глобально цель фудшеринга — «спасти» пригодные к употреблению продукты до окончания срока годности, направив их на помощь уязвимым категориям людей (обычно это одинокие пенсионеры и семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). X5 Group запустила программу фудшеринга в 2022 году. Компания поэтапно развивала пилотный проект и сегодня к нему подключено 29 магазинов сети в семи городах страны — от Мурманска до Краснодара.

Нуждающимся передают подходящие под критерии остаточного срока годности хлебобулочные изделия, бакалею, напитки, овощи и фрукты, средства личной гигиены, товары для дома. Всего на шеринг идет порядка 80 наименований продуктов и непродовольственных товаров. Проект соответствует целям устойчивого развития ООН: ответственное потребление и производство, борьба с голодом и изменением климата.

Еда пропала: что делать

Утилизация продуктов с истекшим сроком годности строго регламентирована на государственном уровне. Для нее используют специальные полигоны, а весь процесс проходит в рамках четких правил, чтобы не допустить загрязнения окружающей среды. Чаще всего утилизацией продуктов занимаются компании, с которыми заключен договор, но иногда этот процесс ложится на плечи самих поставщиков.

Еще один вариант — переработка. Продукты, у которых истекает срок годности, можно сублимировать, производить из них пищевые добавки или использовать для сельскохозяйственных нужд. Для этого также привлекают специальные компании. Современные ритейлеры стремятся к ответственному потреблению и такому же использованию ресурсов. Так, Х5 развивает экономику замкнутого цикла и передает на переработку до 20% пищевых отходов.

Без товарного вида, но качественные

Товары, которые потеряли товарный вид, но сохранили свои свойства, можно спасти. По статистике, в России в год образуется более 17 млн тонн продуктов этой категории. Их утилизация может не только привести к образованию 2,4 млн тонн метана и других газов, но и повлечь финансовые потери. Поэтому такие товары передаются на полезное использование, например фермерам для кормления скота или на компостирование.

Сотрудники магазинов ежедневно осматривают продукты, чтобы заметить и предотвратить их порчу. После этого товары сортируют по категориям и отправляют в распределительные центры, а оттуда — на фермы. Так удается минимизировать издержки. Сейчас такая система покрывает 95% магазинов сети «Перекресток».

А переработать в ингредиенты для других товаров можно?

Можно. В 2023 году в пилотном режиме «Перекресток» начал передавать продукты, которые потеряли товарный вид, но еще пригодны к употреблению, на изготовление кондитерских заготовок. Например, фрукты и овощи с небольшими дефектами или цедру фруктов, оставшуюся после отжима сока. В планах на 2024 год — масштабирование данной инициативы.

Что дальше

Для того чтобы сократить количество невостребованной продукции, нужно продолжать работать в двух направлениях: минимизировать потери и перерабатывать продукты, утратившие потребительские свойства. Для этого необходимо обучать персонал, тестировать новые системы сортировки, обеспечивать магазины конкурентным оборудованием.

Для расширения некоторых инициатив есть преграды: например, на товары, которые идут на благотворительность, не отменен НДС. Сейчас идет рассмотрение поправок в закон, и, если его примут, большее число продуктовых сетей сможет заниматься фудшерингом.

Фото: пресс-служба торговой сети «Перекресток»

Подписаться: