search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

Главы федеральных музеев потребовали от Путина не допустить возвращения коллекции Рерихов в усадьбу Лопухиных

, 2 мин. на чтение
Главы федеральных музеев потребовали от Путина не допустить возвращения коллекции Рерихов в усадьбу Лопухиных

Ранее такую возможность допустила министр культуры РФ Ольга Любимова.

История эта крайне запутанная, поэтому постараемся рассказать суть дела кратко и просто. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, гендиректор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, руководитель Третьяковки Зельфира Трегулова и другие попросили нового советника по культуре Владимира Мединского, главу Администрации президента Антона Вайно и самого президента Владимира Путина защитить коллекцию Рерихов. Причем не столько от возможной ее утраты, сколько от действий негосударственных структур, которые «своими дилетантскими действиями начинают диктовать свои, зачастую дилетантские и непрофессиональные условия по хранению и экспонированию произведений Рерихов». Так их обращение цитирует РБК.

В чем дело? Дело в том, что коллекция музея Рерихов из усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском (где музей квартировал с конца 80-х) была перемещена в конце 2018 года в один из павильонов на ВДНХ одновременно с присоединением структуры к Государственному музею Востока. Все это время, от образования музея до выселения, параллельно существовали две структуры — государственный музей и общественный Центр Рерихов, бывший частью аналогичной международной структуры. Именно этот центр передал коллекцию картин в музей — под условием, что местом их постоянного экспонирования станет усадьба Лопухиных. На это центр получил гарантии президента СССР Михаила Горбачева. Обе структуры сосуществовали в особняке до последнего времени настолько гармонично, что не всем было очевидно, что их две. Все было хорошо — в 2014-м центр даже получил усадьбу в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. Но оказалось, что на самом деле до сентября прошлого года — когда сотрудников центра удалили из усадьбы с помощью полиции, а картины и предметы перевезли в фонды Музея Востока. Затем картины переехали в павильон с характерным названием «Здравоохранение» на ВДНХ, который передали ГМВ. Параллельно с госмузеем возникла негосударственная структура на базе центра — Общественный музей.

Что же случилось сейчас? С коллекцией — ничего. В том числе ничего хорошего. «На ВДНХ не музей, а склад, картины висят как ковер, гибнут, — рассказал РБК замдиректора Общественного музея Павел Журавихин. — Они осыпаются, картина “Весть Шамбалы” висит рядом с дверью, которая открывается на улицу, полотно страдает из-за перепада температур». Правда, в усадьбе Лопухиных их выставлять тоже нельзя — так считает глава ГосНИИ реставрации Дмитрий Антонов: «Это здание XVII–XVIII веков, без гидроизоляции, там плесень, грибок, оно требует серьезной многолетней комплексной реставрации». Эту реставрацию, видимо, и должен был провести ГМИИ им. Пушкина, которому усадьбу собирались передавать для размещения там проекта «Молодежный Пушкинский».

Чем же обеспокоены музейщики? Тем, что, апеллируя к неподходящим условиям содержания коллекции на ВДНХ, Центр Рерихов требует возвращения именно в усадьбу Лопухиных и никуда более, апеллируя к договоренностям советских времен. Именно такую возможность допустила новый министр культуры Ольга Любимова, выступая вчера в Госдуме. Правда, она же и подтвердила то, что стало известно ранее — в один из последних дней на посту руководителя Минкульта Владимир Мединский распорядился найти новое место для музея Рерихов в центре Москвы. По словам Любимовой, для этой цели ее ведомство предлагало семь разных особняков, однако общественники продолжают настаивать именно на Малом Знаменском. О реакции помощника президента, главы его администрации и самого Путина на момент выхода материала не было известно.

Фото: Софья Сандурская/агентство «Москва»