search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

Хорошо, что хорошо продолжается: какое будущее ждет дом-мастерскую Левитана при новом владельце

, 3 мин. на чтение
Хорошо, что хорошо продолжается: какое будущее ждет дом-мастерскую Левитана при новом владельце

В начале декабря в полдень без трех минут Владимир Овчаренко подал заявку на конкурс.

За лот с начальной ценой 47 млн рублей московскому галеристу предстояло побиться с финансовой корпорацией «Уралсиб», некоммерческой организацией «Фонд инвестиционных программ», ООО «Ганза Констракшн», Адамом Магомед-Салаховичем Алиевым и его компанией ООО «Лоран», предпринимателем Виктором Евгеньевичем Казаниным, специализирующимся на торговле розничными продуктами, в том числе ракообразными и моллюсками. Последний, ходили слухи, ранее купил палаты Анны Монс в Старокирочном переулке, да памятник вновь выставили на торги. Овчаренко сделал самую большую ставку — 61,2 млн рублей. По условиям шаг ставок был единственным, без второго шанса. С НДС дом обошелся примерно в 71 млн рублей.

Владимир Петрович Овчаренко оказался с теми самыми добрыми, а главное, профильными руками, о которых так долго мечтало культурное сообщество и особенно измученная борьбой Ивановская горка. Дом-мастерскую Исаака Ильича Левитана, объект культурного наследия федерального значения в Большом Трехсвятительском переулке, уже дважды пробовали продать с аукциона, но так и не было подано ни одной заявки. Агент, компания ДОМ.РФ под руководством Виталия Мутко, вновь попытал счастье и не прогадал.

Стены двухэтажного особняка площадью 439,6 кв. м помнят Чехова, Шехтеля, Шаляпина, Пастернака, братьев Третьяковых, великого князя Сергея Александровича и его супругу, великую княгиню Елизавету Федоровну. Чугунные ступени, по которым Левитан поднимался в свою мастерскую, когда-то согретую пламенем камина, к счастью, уцелели. Что не скажешь об исторической планировке. Предыдущий собственник — Академия художеств бестрепетно изменила весь характер жилища великого русского художника, создававшего здесь хрестоматийные, известные каждому студенту полотна «Над вечным покоем», «Золотая осень» и «Март».

Повсюду видны следы поспешной эвакуации: дырявые кресла, пластиковые бутылки, покрышки, работы студентов скульптурного факультета Суриковки — гипсовые женские головки, фигурка отца Павла Флоренского…

Вопрос висел в воздухе. «Реставрацией мы никогда в жизни не занимались», — ну, конечно, Владимир Петрович Овчаренко был готов, что его про это спросят. «А зачем вы взяли этот исторический объект?» — «Для того чтоб выставки в нем делать!»

На объект он пришел за несколько дней до торгов. Прикинул, оценил возможности, решил, что уж к 30-летию галерейной деятельности может себе позволить эту сделку. Разумеется, теперь Овчаренко прекрасно знает, что предметом охраны дома-мастерской, который архитектор из Баварии Петр Александрович Дриттенпрейс проектировал как садовый флигель, являются высотность, площадь, объем здания, архитектурно-художественное оформление фасадов, его колористические решения, несущие стены, перекрытия, чугунная лестница и проемы окон. Хотя реставрацией раньше он и не занимался, пришлось разобраться, что если новый владелец в течение семи лет не проведет все работы по сохранению объекта культурного наследия, договор попросту расторгнут.

«Проект реставрации, подготовка согласований займут годы, но мы ждать не будем, постараемся, чтобы помещение не стояло в запущенном виде. К будущему лету думаем устроить какие-то выставки в существующем пространстве», — обещает Овчаренко.

За день до журналистов он запустил в дом художников: «Символически посчитал это правильным. Это мастерская художника — первыми сюда зашли художники. Левитан был современен для своего времени, а художники галереи Ovcharenko современны своему».

Оказалось, что если бы не художники, сама покупка вообще могла не состояться. Оказывается, Владимир Петрович просто увидел пост молодого живописца Егора Кошелева в фейсбуке, встревоженного судьбой мастерской Левитана и сообщившего о приближающемся дедлайне конкурсных торгов.

И вот как век назад Чехов, Поленов, Нестеров и Юон, теперь сюда пришли Сергей Братков, Алексей Каллима, Виктор Алимпиев, Егор Кошелев и группа «Север-7» в полном составе. А вот уже и вдохновленный Павел Пепперштейн объявляет тему первой выставки в новом пространстве — «Левитан и Левиафан и левитация», и, наверное, это наилучший исход для этого дома с выдающейся, но и непростой историей.

Фото: Наташа Польская