search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

Художник устроил флешмоб против эксплуатации животных возле Цирка на Вернадского

, 2 мин. на чтение
Художник устроил флешмоб против эксплуатации животных возле Цирка на Вернадского

В Большом московском цирке в программе у Аскольда Запашного выступают тигры, львы, лошади и тюлени. Так что художник Василий Чистюхин пришел по адресу.

На его плакате написано: «Меня зовут Чистюхин Василий Юрьевич, и я против цирка в биеннале!», а в подписи к опубликованной в инстаграме фотографии он добавил: «Я против цирков с животными. Я против сотрудничества культурных институций с цирками, где используются животные».

Флешмоб «Циркеннале» проходит по всей России: художники выступают против эксплуатации животных в цирке. Все началось после того, как 6-я Уральская индустриальная биеннале, которая пройдет в Екатеринбурге с 2 октября по 5 декабря, объявила, что одной из площадок станет Екатеринбургский цирк. Художники начали осуждать это решение кураторов.

«Эксплуатация животных и искусство — несовместимы! На выставках погибают живые существа, кураторы предлагают расписывать художникам вольеры в зоопарке, художники используют диких животных в своих перформансах, одной из площадок биеннале становится действующий государственный цирк — все это является частью современного искусства России, и меня очень это беспокоит.

Беспокоит легкость, с которой это все происходит, беспокоят аргументы, которыми пытаются оправдаться люди, связанные с подобными делами, и беспокоит всеобщее безразличие. Тем не менее история с 6-й Уральской индустриальной биеннале, одной из площадок которой был выбран действующий цирк Екатеринбурга, многих не оставила равнодушными. Акцией #циркеннале мы хотим привлечь внимание не только к локальной ситуации, но и к масштабной проблеме цирков с животными в нашей стране», — написала в своем инстаграме художница Алиса Горшенина.

«Москвич Mag» обратился к Уральской биеннале, чтобы прояснить ситуацию. Оказалось, что выбор площадки цирка для альтернативной программы вовсе не является поддержкой эксплуатации животных. Скорее, наоборот.

«Наше кураторское решение — включить цирк в список площадок 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства — неотделимо от иных решений, в которых мы отдаем себе ясный отчет. К таковым относится работа в местах со сложной историей и происхождением; в местах, в которых сталкиваются сразу несколько социальных парадигм, сформировавшихся в прошлом и настоящем. Цирк невозможно изъять из биеннале. И не только потому, что мы тратили свои силы и время, продумывая проект, но и потому, что феномен цирка с давних пор прописан в российском искусстве, культуре и литературе. Мы не в ответе за устройство организации, сети и инфраструктуры “Росгосцирка”, но в наших силах критически рассмотреть сложную историю 130 лет его существования — самим выбором мы предлагаем новый, альтернативный изначальному способ использования пространства», — поясняют кураторы.

В итоге благодаря этому скандалу на проблему эксплуатации животных обратит внимание куда большее количество людей, так что в каком-то смысле даже хорошо, что художники и кураторы не поняли друг друга.

Фото: @loljanordic, @light_on_mars, @polina.jpeg, @alexxandra.red, @peoplegamescenter, @chistyukhin.vasily.yuryevich