Редакция Москвич Mag

Художников выселяют из мастерских на Пречистенке. Под угрозой самый уютный московский дворик

2 мин. на чтение

Художникам предлагают освободить мастерские до 1 марта.

В здании бывшей усадьбы Охотниковых на Пречистенке когда-то располагалась известная Поливановская гимназия (на втором этаже), а сейчас там работают художественная и музыкальная школы. Дворик за этим домом часто называют московским Монмартром или двориком художников — здесь, в зданиях бывших конюшен, хозяйственных флигелей и каретного сарая, наравне с жилыми помещениями и центром «Дети улиц» расположены уникальные мастерские.

Многие считают двор самым уютным и красивым в Москве, и своей атмосферой и ухоженностью он обязан именно арендаторам мастерских — это они за свои деньги ремонтируют фасады, следят за порядком, проводят выставки и фестивали, устраивают праздники и рассказывают об истории места (корреспондент «Москвич Mag» подтверждает: когда он оказался там впервые, его встретили очень тепло). Во дворе можно обнаружить гипсовые скульптуры героев 1812 года, поленницы, лавочки, колесоотбойные тумбы — много ли в Москве таких дворов? Когда на Пречистенку пять лет назад пришла реконструкция, местному жителю пришлось повоевать с архитекторами из «Стрелки», и в итоге двор вместо плитки вымостили исторической брусчаткой, собранной со всей Москвы.

Раньше помещения художникам под мастерские здесь безвозмездно предоставлял город. Но недавно здания перешли в федеральную собственность, и художникам предложили платить аренду на рыночных условиях. Несложно догадаться, что ставки на Пречистенке им не потянуть.

Руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) Алексей Меньшов не согласен с тем, что художников выселяют, и считает, что разговоры об этом «не имеют отношения к реальности». «В рамках мастерских было достигнуто соглашение, что договора расторгаются, и если художники и иные пользователи, которые сидят в этих помещениях, хотят этим помещением пользоваться, они обращаются в АУИПИК. На сегодняшний день обращений со стороны художников и тех пользователей, которые находятся в этих помещениях, не было», — говорит он.

«Понятно, что ни один из художников не может такую арендную плату платить. Мы не занимаемся коммерческой деятельностью. На мой взгляд, государство должно пойти нам навстречу и сохранить этот кластер», — считает Василий Цветков, руководитель юридической службы Московского союза художников.

Если арендаторов мастерских выселят, кто будет следить за двориком, хранить его историю и поддерживать его в том виде, в каком он есть сейчас? «Мы фактически потеряем эту атмосферу, эти необычные пространства, эти живые и настоящие музеи», — уверен искусствовед Александр Пасюта, автор проектов «Город мастерских» и «Дом говорит».

«Если нас так жестоко выгоняют и лишают мастерских, может быть, Минкульт согласится на то, чтобы сделать это помещение мемориальной мастерской Саввы Ямщикова», — предлагает художник Елена Болотских.

Дворика художников действительно могло и не быть, если бы не известный  реставратор Савва Ямщиков: в свое время он лично добился расселения здешних коммуналок и привел сюда художников и скульпторов. До самой смерти Ямщикова в 2009 году здесь располагалась его мастерская, он же защищал двор до последнего.

Фото: @dvor32, Евгений Чесноков

Подписаться: