Играть по-настоящему
Многие любят старую советскую комедию «Берегись автомобиля!». В центре ее сюжета — постановка «Гамлета» силами любительского театра, в котором играют вместе антагонист и протагонист, «благородный разбойник» и столь же благородный правоохранитель. В 1960-е, когда фильм вышел на экраны, эта фабула никого не удивляла: драмкружки и театральные студии были везде — от средних школ до заводов и НИИ.
От мистерии до драмкружка
Кстати, исполнители ролей главных героев — Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов, а также еще один легендарный актер фильма — Анатолий Папанов — в отроческие и юношеские годы участвовали в самодеятельных постановках. Как и многие другие советские и дореволюционные звезды театральной сцены, например Вера Комиссаржевская и Василий Качалов. В семье российского промышленника Сергея Алексеева по уже сложившейся в XVIII−XIX веках в аристократических и просто богатых домах традиции имелся домашний театр, в котором увлеченно играл один из сыновей предпринимателя — Костя, будущий великий режиссер Константин Станиславский.
У любительского театра очень древние корни. Они берут свое начало в традициях языческих культов: поклонение божествам, такое как, например, тибетская церемония «цам», было театрализованным действом, в котором принимала участие практически вся община. Из этих ритуалов-мистерий выросло античное драматическое искусство, средневековые рождественские представления-вертепы, святочные карнавалы, а затем и так называемый площадной театр — от итальянской комедии дель арте до русского Петрушки. Даже там и тогда, где и когда «лицедейство» осуждалось церковью и запрещалось под страхом наказания, энтузиасты продолжали играть: об этом, в частности, повествует история Скомороха в фильме Тарковского «Андрей Рублев».
Работа актеров, режиссеров, танцовщиков балета и оперных певцов стала профессиональной гораздо позже, когда сложились постоянно выступающие труппы с регулярным репертуаром. Но появление артистов-профессионалов нисколько не умалило тяги к «лицедейству» обычных людей — от крестьян до аристократов. У антропологов и психологов этому есть вполне логичное объяснение. Желание перевоплотиться в другого человека, действующего в вымышленной, порой гротескно упрощенной ситуации, органически присуще человеческой природе. Оно лежит в основе детских игр, но остается с человеком и во взрослом возрасте.
«Театральная постановка — это способ справиться с эмоциями и трансформировать их, принять, признать и стать кем-то другим, одновременно оставаясь самим собой, — комментирует клинический психолог Юлия Ларионова. — Психологическая сила действия театра — это возможность взаимодействовать с чем-то, что больше тебя (как в древности с божеством), но чем отчасти являешься и ты сам — и поэтому рассчитываешь на поддержку. Это способ справиться с непереносимо трудными чувствами и эмоциями, способ смоделировать будущее, мечту, которую хочешь воплотить в жизнь».
«Занятия в театральной студии для моей дочери — это отсутствие зажимов при общении с другими людьми, при выходе к доске в школе, — делится опытом Екатерина Кондратова, мама восьмилетней Вики. — Еще — “постановка” речи и интерес к чтению: ребенок сам, без уговоров, берет тетрадку со сценарием, учит роль. Но это не все. Отдавая дочь в студию, я решала некие свои детские проблемы, компенсировала свои страхи: в детстве я была зажатой, общение с посторонними, даже поход в булочную приводили меня в ужас. Чтобы с дочкой не случилось подобного, я отдала ее в театралку, пока она еще маленькая, задорная, веселая, активная, любопытная и свободно себя воспринимает».
Театр как путевка в жизнь
В современных школах, к счастью, сохраняется традиция любительского театра. Иногда подростковое увлечение сценой становится профессией, приводит молодых людей и девушек в театральные вузы — как на актерские и режиссерские факультеты, так и в учебные заведения, которые готовят декораторов, осветителей, художников по костюмам. Но школьный любительский театр раскрывает таланты и возможности не только артистического свойства. Умения и навыки, полученные в отрочестве и юности на сцене, человек может реализовать и в других профессиях: юриспруденции, науке, преподавании, предпринимательстве. Очень важно, чтобы все дети — и «подающие театральные надежды», и все другие, которым просто нравится играть на сцене — встречали на своем пути небезразличных взрослых: учителей, руководителей и режиссеров театральных студий и старших товарищей по студии или кружку.
«Театр в школе — это не самоцель и не фетиш. Это мощнейшее средство оздоровления детей — и нравственного, и психического, и интеллектуального, — рассказывает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования №109 Евгений Александрович Ямбург. — Но он не должен создаваться “по указке сверху”. Если нет людей, которые этим горят, театр может превратиться в формальность. Поэтому надо выращивать, искать людей, которые душой к этому прикипели, и помогать им. Нужно привлекать и родителей, среди которых есть режиссеры и актеры, нужно привлекать выпускников и вообще людей, чей театральный опыт может обогатить детей».
Под руководством Евгения Александровича открывается новая школа в московском жилом районе Прокшино. «Там обязательно будет театр, — делится планами академик Ямбург. — С тех пор, как я начинал работать в середине 1980-х, все технические и педагогические реалии изменились — это как день и ночь. Новая школа — школа моей мечты. Там огромные атриумы, есть возможность покупать хорошую аппаратуру, прекрасная сцена — такой и во многих театрах нет. Мы вкладываем в этот проект все то лучшее, что есть, и не только у нас, но и в мире. Мы гибко работаем с застройщиком, который строит школу, он учитывает пожелания педагогов, и это греет мне душу».
С Евгением Ямбургом согласен артист Малого театра, театральный педагог Петр Жихарев, который посвящает много времени работе с детьми и подростками в самодеятельных и школьных студиях. «Театр очень хорошо поддерживает одну из базовых потребностей человека — потребность в доминантности, — утверждает он. — Играть в любительском театре полезно всем, потому что подросток или взрослый раскрепощенный, с актерскими навыками там реализуется, получит свою долю доминантности, будет жить лучше, проще, счастливее. А если у человека есть проблемы с коммуникативными навыками, то, придя в театр, он получит эти навыки».
Взрослым тоже можно
Детям, которые будут учиться в новой школе в жилом районе Прокшино, повезло. А как быть взрослым, у которых в детстве не было такой школы? Кто мечтал стать актером в детстве, но жизнь давно пошла по другому пути, и заниматься в «кружке самодеятельности» вроде бы неловко?
По мнению Петра Жихарева, на сцену можно (и нужно) приходить в любом возрасте, с любым житейским и профессиональным багажом. «Любительский театр — от слова “любить”: люди приходят туда не за длинным рублем, а потому, что любят театр, — подчеркивает артист и педагог. — Мой ответ на вопрос: “Что выше, профессиональный театр или любительский?” — “Однозначно любительский”. Да, он не такой дорогой, не такой богатый, там не крутятся деньги. Но из 39 лет моей жизни я 31 год провел в любительском театральном движении и 28 — в профессиональном, я видел театр со всех сторон: как актер, режиссер, театральный педагог, эксперт и так далее. Я видел очень много театров, и самые свои лучшие впечатления, самые глубокие переживания получил на любительских театральных фестивалях».
Петр Жихарев утверждает, что единственное и главное, что нужно человеку — будь он взрослый или подросток — для того, чтобы прийти в театр, — найти для этого желание и время. «Ошибочно считать, что у кого-то нет актерских данных, дикции или внешности. Не то что в театре — даже в жизни нет понятия “этот красивый, этот некрасивый”. Важно, как человек себя позиционирует, как себя ведет, стесняется или не стесняется своей внешности. Вне зависимости от того, ждет ли его какое-то колоссальное признание, призвание, деньги, в театре человеку в любом случае будет полезно и хорошо».
Остается только выбрать место для занятий. Театр — комплексный вид искусства, он соединяет в себе разные жанры: и «временные» (пение, танец, декламация), и «пространственные» (живопись и архитектура декораций, прикладное искусство в создании костюмов). Кроме того, подобно симфонической музыке, театр — коллективное искусство, которым, как правило, занимаются группами, где у каждого участника есть своя роль (во всех смыслах слова) и задачи. Собственно, именно ради возможности самовыражения в коллективе, на публике многие люди и стремятся выходить на сцену.
«Найти, где заниматься, вообще не проблема: куда бы ты ни пришел, туда придут и другие люди, которые, как и ты, увлечены театром, и ты не будешь там изгоем», — утверждает Петр Жихарев. Разумеется, студии и любительские театры разные: есть организации с платными либо с бесплатными занятиями, где-то участники сами «скидываются» на декорации и костюмы, где-то получают финансирование. Можно и нужно искать и выбирать, чтобы «найти свое и своих».
С чего начинается театр
О том, как важны самодеятельные творческие инициативы для отдельных людей и местных сообществ, рассказывает Елена Булин-Соколова, директор образовательного бюро «А101 Лёрнити», которое работает с жителями Новой Москвы: «Театр — возможность для человека перевоплощаться, вести диалог с героем, с самим собой, с теми другими, кто с ним на сцене. Это коммуникация, взаимодействие. Как и всякое коллективное действие, это совместное глубокое переживание и новый уровень понимания других людей».
Директор бюро «А101 Лёрнити» подчеркивает, что жителям новых районов очень важно предлагать такие форматы и способы проведения досуга, образования, погружения в культуру, которые предполагают освоение, присвоение территории и знакомство, выстраивание доверительных отношений с другими людьми. «Формирование доверия и присвоение места приводит к тому, что человек чувствует себя комфортнее, свободнее и, в конце концов, ощущает себя счастливым в своем пространстве, среди своих, — утверждает Елена Булин-Соколова. — Театр — тот формат, в котором возникает эта встреча людей по поводу совместного дела и переживания».
Помимо несомненной важности «материальной стороны» любительского театра, то есть работы профессиональных актеров и режиссеров — руководителей студии, наличия помещений для репетиций и выступлений, костюмов и реквизита, звукового и осветительного оборудования, очень важны форматы, в которых интересно работать и детям, и взрослым, которые могут заинтересовать и артистов-любителей и, что не менее важно, зрителей, которые мотивируют исполнителей к творчеству.
«В работе со школами мы используем современные формы театра, — рассказывает Елена Булин-Соколова. — Так, в прошлом году мы работали со школьниками с коллективом, который занимается театром playback: когда актеры на сцене проигрывают истории, запросы, ответы на вопросы зала и все происходит здесь и сейчас. Это импровизация без подготовленного сценария. Такая форма театра хороша не только в плане обучения театральным методикам поведения на сцене, но и потому, что у подростков появляется возможность проговорить их проблемы, которые сложно обсуждать обычным повседневным языком. Подростки быстро включились в изначально совершенно непонятную, незнакомую ситуацию, потому что это не классический театр».
Организационные и материальные возможности, которые предоставляет жителям новых московских районов бюро «А101 Лёрнити», позволяют людям не только выражать себя в творчестве на сцене или в проекте «Оркестратория» (ансамбль для непрофессиональных музыкантов), но и находить единомышленников и друзей, «присваивать» новое для себя пространство, которое так становится для них настоящим новым домом.
Фото: пресс-служба «А101 Лёрнити»
ИНН: 7704810149
erid: LjN8KUs7X