search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Как ГУМ семь десятилетий «играл» в кино

, 4 мин. на чтение
Как ГУМ семь десятилетий «играл» в кино

Главный универсальный магазин — безусловная визитная карточка Москвы, одно из самых красивых и узнаваемых зданий города. И нет ничего удивительного в том, что кинематографисты вот уже больше полувека охотно пользуются ГУМом для создания яркого и узнаваемого образа Москвы — как демонстрируют эти  семь фильмов.

«За витриной универмага» (1955)

Режиссер Самсон Самсонов

Начнем с картины поразительной судьбы. Сценарий написал Алексей Каплер, только вернувшийся из ссылки, куда попал за роман со сталинской дочкой Светланой Аллилуевой. Сегодня написанная им лирическая комедия о сотрудниках безымянного универмага смотрится как фильм, по степени язвительности приближающийся к произведениям братьев Коэн. В центре сюжета — конфликт завотделом готового платья Михаила Крылова (Иван Дмитриев) и директора швейной фабрики «Заря» Анны Андреевой. Стычка из-за поставляемой в магазин бракованной одежды оборачивается романом, а фоном для романтического сюжета становится мошенничество, в котором несправедливо обвиняют Крылова. У вас уже возник резонный вопрос, причем же здесь ГУМ? Отвечаем: консультантом на съемках выступал директор магазина Иван Строгов, а в качестве реквизита на прилавках отстроенного в павильоне универмага лежал настоящий гумовский дефицит. 

«Я шагаю по Москве» (1964)

Режиссер Георгий Данелия

«Посмотрите налево. ГУМ — Государственный универсальный магазин — яркий пример вычурной псевдорусской архитектуры конца XIX столетия». Если одно из самых монументальных зданий центра Москвы и ассоциируется с какой-то киноцитатой, то с этой — репликой героя Никиты Михалкова, пародирующего экскурсовода на Красной площади. В акварельно-солнечной комедии Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова, впрочем, часть действия разворачивается и в стенах ГУМа. Здесь в отделе пластинок работает героиня Галины Польских, ежедневно отпускающая советским меломанам десятки пластинок с полонезом Огинского. «Я шагаю по Москве» — один из главных фильмов оттепели, а потому Москва в нем будто не настоящая, а город-мечта, преображенный камерой Вадима Юсова. ГУМ в этом контексте с точки зрения киногении становится похож на что-то вроде Центрального вокзала Нью-Йорка — одной из самых узнаваемых локаций в истории кино.

«Подсолнухи» (1970)

Режиссер Витторио Де Сика

Безусловно, ГУМ сам просится на экран для презентации Москвы, и нет ничего удивительного в том, что в зарубежных фильмах обязательно находилось место для сцены, снятой именно здесь. В фильме Витторио Де Сики об итальянском солдате Антонио (Марчелло Мастроянни), которого после войны разыскивает жена Джованна (София Лорен), магазин появляется дважды. В первый раз во время прохода измученной Джованны по московскому центру. Во второй — уже изнутри, когда заимевший русскую жену Машу (Людмила Савельева) Антонио приходит сюда покупать каракулевую шапку.

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)

Режиссеры Эльдар Рязанов и Франко Проспери

Большая часть действия авантюрной комедии про поиски клада, спрятанного «подо львом», разворачивается в Ленинграде, однако герои попадают в тогдашнюю советскую столицу через Москву. Одна из самых выразительных сцен происходит на Красной площади. «ГУМ — один из крупнейших универсальных магазинов в Европе. ГУМ ежедневно обслуживает двести тысяч покупателей», — говорит герой Андрея Миронова итальянцам, пока они пытаются догнать внучку закопавшей клад эмигрантки Ольгу (Антония Сантилли). На общем плане ГУМ предстает во всей своей монументальной красе — торговые ряды залиты солнцем почти так же, как у Данелии. Дальнейшая сцена погони иллюстрирует еще и его многофункциональность: часть действия разворачивается в салоне моды, куда герои врываются прямо посреди показа, а Ольга даже принимает участие в дефиле, прогулявшись по подиуму в платье, «полностью лишенном рукавов».

«Русский дом» (1990)

Режиссер Фред Скеписи

Один из двух (второй — «Красная жара») американских фильмов, авторы которых получили возможность съемок в самом сердце Москвы. Речь в картине по роману маэстро шпионских детективов Джона Ле Карре идет о заключительном этапе холодной войны. Советский физик по прозвищу Данте (Клаус Мария Брандауэр) через свою бывшую любовницу Катю (Мишель Пфайффер) передает британскому книгоиздателю и алкоголику Барли Блэру секретные данные, касающиеся советского оружия. Блэра берут в оборот английские и американские спецслужбы. Однако в ходе сложной шпионской игры Блэр влюбляется в Катю и оказывается перед сложным моральным выбором между сомнительными государственными и безусловными собственными интересами. «Русский дом» сегодня можно смотреть как документ, фиксирующий состояние СССР накануне распада — разбитые машины, мрачные улицы, погода шепчет. Ну а ГУМ — место, куда Катя тащит Блэра в первую же встречу, потому что там «сегодня туфли дают». Во время стремительной прогулки по производящему слегка обветшавшее впечатление магазину Катя также рассказывает, что в стране коррупция, дефицит и вообще все как-то не очень.

«Москва, я люблю тебя» (2010), новелла «В центре ГУМа у фонтана»

Режиссер Екатерина Двигубская

А вот совершенно противоположная по духу история — короткометражка, посвященная встречам у фонтана, о которых в громкоговорителях ГУМа объявляют с советских времен и до сих пор. Двигубская сама сыграла мороженщицу, с участием которой разворачиваются две романтические истории. Одна — с участием Альберта Филозова и Натальи Фатеевой, другая — с ней самой и Дмитрием Дюжевым. Кроме того, в кадре ненадолго появляются мать режиссера Наталья Аринбасарова (у которой героиня Двигубской берет автограф) и ее брат Егор Кончаловский. С учетом сочной цветокоррекции этот фильм вполне может служить полноценным рекламным роликом ГУМа как неизменного московского места силы. 

«Обитель зла 5» (2012)

Режиссер Пол У. С. Андерсон

Пятая часть арт-трэш-эпоса по мотивам популярной видеоигры получилась самой экспериментальной, безумной и попросту лучшей — в этом сходятся не только поклонники франшизы, но и более или менее случайные зрители. Сюжет здесь окончательно перестал иметь хоть какой-то смысл, зато визионерские способности Пола У. С. Андерсона достигли очевидного пика. Бессменная исполнительница главной роли и супруга постановщика Милла Йовович продолжает путешествие по стране жутковатых чудес, выстроенной корпорацией Umbrella, и в какой-то момент попадает на московские улицы. Съемочной группе удалось договориться с московскими властями о перекрытии Красной площади. В результате сцена сражения с повисшим на гумовской стене мутантом получилась едва ли не самой яркой в фильме — и, как признавался сам режиссер, крайне ценной для него лично.