search Поиск Вход
, 6 мин. на чтение

Как искусственный интеллект облегчает работу врачам и помогает пациентам в Москве

, 6 мин. на чтение
Как искусственный интеллект облегчает работу врачам и помогает пациентам в Москве

Будущее наступило. Искусственный интеллект, как бы мы к нему ни относились, уже часть нашей жизни.

Что самое интересное, ничего страшного, чем пугали нас разные футуристы, при этом не происходит. Он не поработил человечество и даже не пытается этого сделать. Напротив, помогает нам в нашей обычной, повседневной жизни. Например, помогает врачам анализировать данные и ставить диагнозы пациентам и даже может подобрать соответствующее лечение.

Московское здравоохранение — один из наглядных примеров успешного внедрения цифровых технологий и искусственного интеллекта. Почти все процессы, связанные с оказанием медицинской помощи, здесь давно оцифрованы, превратившись из неудобных очередей на получение направления, справки или печати в несколько кликов на сайте или специальном приложении.

Чтобы записаться к врачу, уже не надо идти к восьми утра в районную поликлинику получать талончик, гадая по пути, получится его добыть или нет. Открыл приложение на смартфоне, выбрал дату, врача, время приема, кликнул «записаться на прием» и записался. Что может быть проще. Наверное, поэтому онлайн-запись стала самым востребованным общедоступным сервисом единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Это, кстати, самый первый, базовый, сервис ЕМИАС, который был запущен в 2011 году. Сначала, правда, москвичи могли записаться на прием к врачу через инфоматы и единый колл-центр. В 2012 году появилась первая возможность онлайн-записи через портал mos.ru, в 2013 году — через портал emias.info. Через два года онлайн-запись к врачу появилась и в мобильном приложении «Госуслуги Москвы», а еще через год и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО», которое сегодня является бесспорным лидером среди всех каналов записи.

С января по август прошлого года доля записей через интернет составляла 53% от общего числа. А в этом году показатель составляет уже 75%. С момента запуска сервиса горожане записались на прием через интернет более 350 миллионов раз. Популярность услуги растет, это очевидно.

Сервис позволяет не только записаться к врачу, но и управлять своей записью. Отменить или перенести ее. В этом тоже большое удобство.

Из других возможностей сервиса, которые оказались востребованными в этом году, — запись на вакцинацию от COVID-19. Она открыта на ближайшие две недели, поэтому можно выбрать удобные дату и время.

Также, помимо записи к врачу, на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО» есть возможность просмотреть электронную медицинскую карту, в том числе и своих детей, где доступны протоколы осмотров врачей, результаты анализов на COVID-19, лабораторных и инструментальных исследований (КТ, МРТ, флюорография и другие, включая доступ к изображениям снимков), выписки из стационаров и история вакцинации взрослых и детей. Кроме того, в медкарте есть информация о выписанных действующих рецептах, данные о вызовах скорой помощи и выданных больничных листах. У пользователей также есть возможность вести «Дневник здоровья» и вносить данные о личном и семейном анамнезе. Документы из медкарты можно просматривать и скачивать, после чего отправлять по электронной почте или через мессенджеры, а также самостоятельно добавлять в медкарту свои медицинские документы.

Ну а последнее новшество, которое стало доступно москвичам, записывающимся на прием онлайн, – чат-бот на базе искусственного интеллекта. Он собирает основные жалобы пациентов на самочувствие перед посещением врача, а именно – терапевта, гинеколога, лора и педиатра. СМС-сообщение или пуш-уведомление со ссылкой на опрос приходит горожанину после записи накануне приема. Чат-бот задает вопросы, причем каждый следующий зависит от предыдущего. В создании этого чат-бота принимали участие практикующие врачи. Они помогали разработать правила для системы искусственного интеллекта, формулировали уточняющие вопросы для самых популярных симптомов, проводили тестирование и давали обратную связь.

По задумке создателей чат-бот существенно сокращает время, которое медики тратят на сбор жалоб на самочувствие на приеме. Результаты онлайн-опроса автоматически передаются в ЕМИАС и доступны врачу в протоколе осмотра. Пациент еще не пришел, а информация о его состоянии уже в системе, что может помочь поставить диагноз и назначить лечение гораздо быстрее.

С постановкой диагноза врачам также помогает искусственный интеллект, а точнее — система поддержки принятия врачебных решений.

Разрабатывать систему начали в Москве в июне 2019 года, а осенью 2020 года сервис заработал во всех взрослых поликлиниках города. В основе системы клинические протоколы, разработанные на базе клинических рекомендаций и международных стандартов.

Цифровой помощник упрощает процесс постановки предварительного диагноза. Так, у врача больше времени на осмотр пациента и возможность быстро поставить диагноз, потому что искусственный интеллект в считанные минуты обработал внесенные врачом жалобы и выдал подсказку, а точнее три вероятных предварительных диагноза.

Не надо забывать только, что система поддержки принятия решений помогает врачу-терапевту в работе, но не заменяет его — окончательное решение в каждом случае остается за медиком.

С того времени, как цифровой помощник приступил к работе (а прошел уже полный год), столичные медики поставили более 2,6 миллиона диагнозов с его помощью.

После того как врач определился с предварительным диагнозом, он делает назначение. По такому же принципу действует и искусственный интеллект. Вот он помог врачу с обработкой данных. Дальше система предлагает готовые пакетные назначения. Они могут включать в себя комплекс лабораторных, инструментальных исследований, а также консультации у профильных специалистов. Назначения нужны, чтобы подтвердить предположения врача о причине плохого самочувствия.

Благодаря тому что направления на все диагностические исследования и дополнительные консультации сформированы в едином пакете, врач тратит примерно в 10 раз меньше времени на назначения. По общему мнению, развитие таких сервисов сокращает количество рутинных задач, выполняемых врачом. Он может сконцентрироваться на общении с пациентом: обратить внимание на важные детали и задать больше уточняющих вопросов на приеме. Нейросеть также позволяет избежать дублирования уже назначенного исследования и увидеть отклонения от нормы, если они есть.

Цифровизация дошла и до выписки рецептов. Сейчас врач во время приема может не просто выписать рецепт в электронном виде, но и подписать его электронной подписью. При этом распечатывать его больше нет необходимости, каждому рецепту присваивается QR-код. В электронном виде выписывают льготные и обычные рецепты.

С таким рецептом удобно покупать лекарства в аптеках — достаточно показать QR-код на экране своего смартфона. Считав QR-код, фармацевт или провизор видит информацию о назначенных препаратах из базы данных ЕМИАС.

В аптечных пунктах при городских поликлиниках вместо рецепта с QR-кодом пациенты могут предъявить полис ОМС для получения льготного препарата. Кроме того, если нет возможности воспользоваться телефоном, QR-код льготного рецепта можно распечатать в информационном киоске поликлиники, отсканировав полис ОМС. А с нового года получать льготные лекарства по электронному рецепту москвичи смогут и в коммерческих аптеках — для этого город проводит пилотный проект. То есть льготники смогут получать назначенные препараты в привычной аптечной сети у дома, а не только в аптечных пунктах депздрава.

Благодаря нововведению больше нет риска потерять бумажный рецепт. Пациент всегда может просмотреть все действующие электронные рецепты в электронной медкарте на портале mos.ru или мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО» в разделе «Рецепты», а также в информационном киоске в поликлинике.

Для тех, кто пока не готов пользоваться электронными рецептами и хочет покупать лекарства в аптеке, еще не подключенной к ЕМИАС, или уезжает в другой регион, всегда есть возможность получить лекарства с помощью бумажного бланка.

Цифровизация не только упрощает формальные процедуры. Она также охватывает и направление инструментальной диагностики заболеваний.

Например, выполненные на цифровом оборудовании городских поликлиник снимки лучевых исследований (КТ, МРТ, рентген и т. д.) передаются в цифровом виде в единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) — городское облачное хранилище медицинских изображений. Для анализа этих снимков создан специальный референс-центр лучевой диагностики, где врачи-рентгенологи удаленно описывают результаты исследований.

В анализе изображений врачам помогают технологии компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта. Сервисы стали применять для автоматического распознавания признаков коронавирусной инфекции на компьютерных томографиях легких. Алгоритмы отмечают области возможных патологий цветовыми подсказками и ранжируют медицинские снимки по степени вероятности патологии. Окончательный диагноз в любом случае ставит врач, но применение новых технологий значительно ускоряет постановку диагноза и повышает его точность.

Сейчас алгоритмы компьютерного зрения на основе искусственного интеллекта используются не только в связи с диагностикой коронавируса, но и для выявления многих других заболеваний.

И еще один помощник врача-рентгенолога — голосовой ввод. Врачу достаточно надиктовать текст при помощи джойстика-микрофона, а программа внесет нужные данные в соответствующие поля протокола.

Это дополнительно экономит более 20% времени по сравнению с заполнением результатов вручную. Пациент получает описание своего исследования в электронной медицинской карте сразу после того, как рентгенолог закончит заполнять протокол.

Проект по использованию технологии голосового ввода при описании результатов лучевых исследований сначала запустили в семи городских поликлиниках. Сейчас он есть во всех взрослых поликлиниках Москвы. Программа автоматически распознает слова и набирает текст в окне описания, врачу нужно только проверить готовое заключение перед отправкой.

Чаще всего этот сервис используют при обработке объемных исследований компьютерной, магнитно-резонансной томографии и цифровой рентгенографии. Технология также полезна в случаях, когда нужно описать результаты флюорографии или маммографии. При этом в систему заложена возможность пополнения словарной и терминологической базы по мере использования. Уже сейчас точность распознавания программой узкопрофессиональных терминов и формулировок составляет 97%.

Фото: mos.ru, vk.com/mossobyanin