search Поиск Вход
, , 4 мин. на чтение

Как изменилась Москва за 10 лет: художник Андрей Бартенев

, , 4 мин. на чтение
Как изменилась Москва за 10 лет: художник Андрей Бартенев

Сложно отрицать, что за последние десять лет Москва кардинально пересмотрела свой образ. Какие-то места покинули нас безвозвратно, а какие-то, наоборот, возникли и плотно вошли в нашу жизнь. Например, торговый центр «Афимолл», который в этом году празднует свое десятилетие. За время своего существования он стал настоящим центром притяжения квартала «Москва-Сити» и не только. Там можно назначить деловую встречу или свидание, обновить гардероб и просто приятно провести время.

В честь юбилея «Афимолла» мы попросили поделиться своими воспоминаниями о прошедшем десятилетии различных московских героев. И сегодня это художник Андрей Бартенев.

Как и все предыдущие десятилетия, последнее прошло успешно. Угарно! Активизирую точки памяти.

В 2015 году прошла моя грандиозная ретроспективная выставка «Скажи: Я тебя люблю!» в Московском музее современного искусства под кураторством Ольги Свибловой, Василия Церетели и фонда Ruarts. Мы показали перформативные проекты моего скульптуростроения с 1992 по 2015 год. В отдельном корпусе музея в виде экспозиции была представлена выставка моих учеников и последователей. Моя любимейшая скульптура «Облепиха» появилась благодаря напору Михаила Друяна, компании Capital Group и фабрики «Дымов керамика». Это был фонтан радости!

Также в 2015-м я возглавил галерею «Здесь на Таганке». Моя мастерская находится в том же доме, что и галерея. По инициативе моих подруг Кати Бочавар и Юлии Бычковой я устремил свой педагогический талант на создание экспериментальной площадки для молодых художников. И вот тружусь на этом поприще уже шесть лет. Наши самые популярные проекты — это групповые шоу, где 200–300 художников разных творческих направлений объединяются в экспозицию тотальной завески пространства, от пола до потолка.

К художникам «Здесь на Таганке» у нас неожиданные требования: позитивный настрой, созидание и жизнеутверждающая энергия.«Крюкриноксы», «Веселая карусель-1-2-3», «Переспелые пальцы слонов» и сейчас идущая выставка «Смотрящий за Землянами» про иноплов и НЛО пользовались оглушительным успехом у зрителей.

В 2016 году был Burning Man с командой Дмитрия Волкова. Вау!

А в 2018 году в Лондоне в театре The Globe я принял титул «Альтернативной мисс мира», который передам следующему победителю в 2022 году. В концертном зале «Зарядье» с режиссером Ниной Чусовой и хореографом Анной Абалихиной поставили оперу-балет «Щелкунчик» под продюсерскими крыльями Павла Каплевича. Я сделал 120 костюмов для постановки. Зрители — дети, их мамы и папы — счастливы!

В 2019 году к столетию перформанса Оскара Шлемера «Триадический балет» я был приглашен сделать постановку современной версии этого балета в программе центра Boisbuchet Александра фон Вегезака во Франции. Постановку осуществили на гигантской резиновой канистре-платформе с водой. Получился праздник архитектуры и танца. Были проект с компанией Hublot для чемпионата мира по футболу в России и юбилейные проекты для компании Cartier.

Анализируя мою профессиональную эволюцию, где в принятии тех или иных решений у меня всегда доминировали эгоизм и каприз, я в какой-то момент выбрал стратегию бережного отношения к своему эгоизму и очень внимательного наблюдения за моей капризностью. Я не участвую в историях, в которых они могут подвергаться риску критики и осуждения. Не дай бог! Я их очень люблю, и они мне очень дороги.

Результат: я вышел из всех коллективных проектов, где решения принимаются коллегиально. Занимаюсь живописью. Курирую современных взбалмошных художников, чье творчество и талант сродни панку. Стал больше путешествовать как турист. В конечном итоге это расширило мои представления о жизни и месте моего эгоизма в ней. Дало последний шанс задуматься: жизнь — это не только арт-карьера!  Танцы в угаре намного важнее.

У меня появилась моя личная мастерская. Я в ней читаю книги, пишу, рисую, гуляю, выращиваю цветы. Это делает меня уравновешенным и счастливым. Здесь моя личная территория.

Москва —  это как езда на бульдозерах. Трясет, подбрасывает, гремит! Помните Бульдозерную выставку? Мы знаем много о ней из рассказов художников-очевидцев. А где воспоминания бульдозероводов? Так вот, жизнь в Москве превратила нас в бульдозероводов — когда трясет и с треском под гусеницами давится. Ритм города изменился, стал наглым, не допускающим тишины и застоя. Все должно продуваться, должно быть крепко-накрепко прикреплено к жизни бетоном. Никакой чахлости и слабости. В будущее входят через Москву!

Что радует: галерея «Здесь на Таганке» за шесть лет вырастила плеяду великолепных практиков изобразительной индустрии. Постоянно открываются галереи в Москве, значит, городу необходимы места рисовательных повествований. Много новых художников разрабатывают изобразительные смыслы, значит, новые смыслы нужны Москве тоже. Молодое поколение быстро становится на ноги и способно эффективно управлять процессом.

В 2010–2020 годах мне нравилось посещать галерею Ruarts, музей Art4, галерею «Роза Азора», Музей AZ, Московский музей современного искусства, КМ 20, проект Air. Я ходил к Татьяне Торчилиной на мероприятия Cartier, к Павлу Каплевичу, в «Граунд Солянку» и к Кате Бочавар, в «Гоголь-центр». Ездил на такси из аэропорта и в аэропорт, менял локации бесконечных селфи. Были приемы, разговоры, много разговоров и три бесконечно звонящих телефона.

За прошедшее десятилетие в Москве стало исчезать святое бережное отношение к деревьям, случайно выросшим в городе. Все забирают асфальт, плитка, парковки. Все меньше и меньше травы и деревьев. Я их очень люблю. Люблю как живых существ. Нужно все отдать в Москве деревьям!

В честь своего десятилетия «Афимолл» проводит целый ряд интересных мероприятий. Так, уже 10 апреля на 6-м этаже откроется интерактивная семейная выставка «Космос далеко — космос рядом!». Посетители смогут почувствовать близость космического пространства и погрузиться в загадочную атмосферу Вселенной. Подробнее о выставке читайте здесь.

Фото: Александр Хромов