Редакция Москвич Mag

Как масштабировать фриланс-бизнес: рассказывают специалисты

5 мин. на чтение

В мае 2020 года на известном ресурсе поиска работы для фрилансеров FL.ru зарегистрировалось в три раза больше пользователей, чем в мае 2019 года. Пандемия стала мощным драйвером для этого рынка.

Впрочем, по мнению специалистов, настоящая популярность фриланса придет уже после коронавируса. Дело в том, что в период самоизоляции многие успели попробовать себя в качестве свободного специалиста, но не готовы полностью отказываться от привычной офисной работы с 9.00 до 18.00 в графике 5/2. И по причинам финансовой нестабильности, и в силу привычки.

С большой вероятностью в топе окажутся те фрилансеры, которые успели начать свое дело во время коронакризиса или раньше, так как они оказались в нише на взлете ее востребованности, значит, уже набрали пул клиентов и готовы масштабировать свой бизнес. К тому же для этого сейчас есть все инструменты, от простых и доступных туториалов по продвижению и настройке рекламы до специализированных пакетов услуг, которые включают в себя разнообразные сервисы для привлечения, удержания и оптимизации работы с клиентами. Например, МегаФон предлагает это набор цифровых инструментов, которые помогут развиваться бизнесу любого масштаба.

Евгений, таргетолог

Первое, что необходимо сделать, когда вы решили настроить таргетированную рекламу — определить предложение (или оффер). Это может быть бесплатная консультация, прямая продажа какой-то услуги или товара, составление сметы, создание дизайн-проекта. Затем вам необходимо понять, как вы будете обрабатывать заявки — вручную или автоматизированно. Первое время вы, скорее всего, будете делать это вручную.

Следующим шагом следует составить портрет вашей целевой аудитории — определить, кому вы будете продавать свои товары или услуги. Затем нужно настроить рекламный кабинет в социальных сетях. Там вы можете указать интересы вашей целевой аудитории, возраст, пол, семейное положение и многое другое. Можно даже сузить показ рекламы до одной конкретной локации, например, какого-нибудь популярного места в Москве с высокой проходимостью.

При выборе площадки для таргетинга стоит учитывать, что «ВКонтакте» и Instagram, который принадлежит Facebook, отличаются принципами работы. Если сравнивать их с автомобилями, можно сказать, что во «ВКонтакте» ручная коробка передач, а в Instagram и Facebook — автоматическая. Реклама в Instagram использует машинное обучение и искусственный интеллект. Получается, что эти площадки сами показывают ваш товар аудитории, которая его с большой вероятностью купит, так как заинтересована в нем. А реклама во «ВКонтакте» работает иначе: там необходимо вручную собирать аудиторию по сообществам и интересам.

Бюджет зависит от возможностей. Начинать можно хоть с 500 рублей за рекламную кампанию, главное, чтобы продукт был качественным, а креатив привлекал внимание. Например, можно настроить заявки на бесплатную консультацию, каждая из которых обойдется вам в 100 рублей, а уже на консультации продать услуги на 80 тысяч.

Еще один интересный канал продвижения — SMS-рассылка. Дело в том, что SMS-сообщение в какой-то степени ближе к клиенту. Социальные сети используются в качестве рабочих платформ, плюс в них много инфошума, из-за которого рассеивается внимание. Часто люди и вовсе отключают пуш-уведомления в Telegram, Viber, WhatsApp и других мессенджерах. SMS удается пробиться сквозь информационный шум и привлечь внимание. SMS-рассылку хорошо использовать для напоминания о мероприятиях, скидках или чтобы сообщить, что до окончания акции осталось всего несколько дней или часов.

Константин, маркетолог

Когда клиентов мало, фрилансер общается с каждым как с единственным или последним. В разговоре старается узнавать, как у заказчика дела, запрашивает обратную связь, поздравляет с днем рождения. Формируется тесный контакт с человеком. Но когда бизнес растет, клиентов становится больше, и на плотное общение просто не хватает времени. Складывается ситуация, когда выгоднее обслужить нового клиента, чем любезничать с предыдущим.

CRM-система помогает решить эту проблему систематизацией процессов. В карточку клиента добавляются стандартные действия: звонок через полчаса после поступления заявки, отправка сметы через день после первого созвона, галочка на опции автоматической отправки поздравления в день рождения. Это позволяет общаться с большим количеством клиентов так, чтобы у них оставалось ощущение, что они — единственные.

На своем опыте могу сказать, что нет универсального числа клиентов, от которого необходимо отталкиваться, чтобы установить CRM. Если количество заказов трудно удержать в голове и приходится искать листок, чтобы записать — это первый сигнал. Второй, когда все меньше сделок конвертируется в продажи, то есть клиентов стало больше, но при этом они постоянно отваливаются.

При этом CRM позволяет не только обслужить отдельную заявку, но и сделать аналитику. Возьмем, к примеру, кондитера. Вряд ли его клиенты заказывают торт один раз в год, обычно они это делают время от времени. Спустя полгода можно делать выводы о том, сколько клиент приносит денег и какие продукты он заказывает.

Перед тем как выбрать CRM-систему, необходимо набросать структуру — откуда в нее будет поступать информация и куда она будет идти. Если проект сложный и заявки будут приниматься сразу по нескольким каналам — социальные сети, телефонные звонки, сайт — необходимо, чтобы CRM поддерживала такой прием заявок. Также важно учитывать, где ведется бизнес: в России, в других странах или и там, и там. Вообще легкая интеграция с другими сервисами — одна из основных функций CRM. Она никогда не существует сама по себе, только между маркетингом и продажами, поэтому надо понимать свои технические задачи и отталкиваться от них. Для начала можно попробовать бесплатную версию, она есть почти у всех компаний на рынке CRM.

Еще одна важная особенность — сейчас CRM интегрируются с сервисами автоматизации маркетинга. Автоматизация позволяет взаимодействовать с клиентами, у которых уже было касание с вашей CRM-системой, допустим, они уже делали заказ. На таких клиентов можно настроить таргетированную рекламу в Instagram или рекламу через SMS-рассылку, например, как у МегаФона. Таким образом уже существующая база клиентов будет приносить больше прибыли.

Дмитрий, специалист по кибербезопасности

Когда фрилансер начинает масштабировать свой бизнес, с притоком клиентов увеличивается и его доход. Именно в этот момент люди начинают задумываться о безопасности в сети.

Какие могут быть риски? Во-первых, деньги могут украсть со счета или перекрыть к ним доступ с помощью кибератаки. Во-вторых, для бизнеса важен вопрос сохранности не только финансов, но и данных, причем как своих, так и клиентов. Никому не хочется оказаться в ситуации, когда по тщательно наработанной клиентской базе рассылают спам.

С ростом популярности digital-сферы и блогосферы возник еще один важный аспект кибербезопасности — защита доступа к аккаунтам в социальных сетях. Ведь нередко именно на них все завязано.

Первое, на что стоит обратить внимание, чтобы обезопасить себя — Wi-Fi. Особенно если вы имеете привычку работать из кафе, коворкингов и других публичных мест. Наличие пароля не говорит о безопасности сети, поэтому лучше всего раздавать сеть со своего смартфона или портативного роутера. Если такой возможности нет, подключайтесь к публичным сетям Wi-Fi через VPN. Также в это время не стоит делать никаких онлайн-покупок.

Еще один распространенный вид мошенничества — фишинг, с помощью которого сторонние лица получают доступ к вашим логинам и паролям и, как следствие, всей остальной информации на устройствах и в облачных хранилищах. Избежать фишинга можно благодаря собственной внимательности, то есть всегда тщательно проверяя ссылки, по которым вы переходите (корректен ли URL-сайта), и файлы, которые вы скачиваете (корректно ли его расширение).

Сейчас существует множество программ и приложений, которые защищают от вирусов и сетевых атак. В том числе и для мобильных устройств, например МегаФон Антивзлом. Подобные сервисы умеют сканировать ссылки, которые вы получаете в сообщениях, по которым переходите в браузере, также они предупреждают, если Wi-Fi сеть представляет собой угрозу.

Также стоит быть внимательнее к своим аккаунтам в социальных сетях. Несмотря на то что системы их защиты стали гораздо сложнее, а технология шифрования используется как в самих приложениях, так и в смартфонах и прочих гаджетах, они нередко взламываются. Помимо того что пароль должен представлять собой сложную комбинацию букв и цифр, стоит помнить «золотое правило»: одна социальная сеть — один пароль.


Разобраться во всех тонкостях ведения своего дела непросто, особенно если вы начинающий предприниматель. На сайте МегаФона собрано множество полезных и эффективных инструментов: «Виртуальная АТС» и «Мультифон Бизнес» — для связи с клиентами и партнерами, платформы для вебинаров и видеоконференций, «Антивзлом» — для надежной защиты от вирусов и атак, «МегаФон Таргет» — для прицельной рассылки и другие сервисы, которые работают для того, чтобы вы развивали свой бизнес, даже если он совсем небольшой.

Подписаться: