В Москве открыли МЦД-3 — третий железнодорожный диаметр, соединивший Казанское и Ленинградское направления. Для его создания перемещали и перестраивали станции, меняли их названия — в принципе все это мы видели на созданных в 2019 году МЦД-1 и МЦД-2. Правда, и раньше можно было проехать с Савеловского на Белорусское направление, а с Рижского — на Курское, движение по этим диаметрам было уже на протяжении десятилетий. А вот МЦД-3, как и открывающийся скоро МЦД-4 — совсем другая история.
Чтобы связать воедино тупиковые радиальные направления, для МЦД-3 использовали давно существовавшую Митьковскую соединительную ветвь, по которой не было пассажирского движения. Теперь она соединяет «Рижскую» (она пока закрыта) и «Электрозаводскую».
И вот это действительно надо видеть. Название Митьковской ветви кроме специалистов и железнодорожных фанатов мало кто слышал, тем не менее это одна из старейших линий в городе, она была открыта еще в конце XIX века вдоль русла реки Рыбинки, и ее следы остались на карте в виде Рыбинских улиц.
Площадь трех вокзалов — парадная сторона железнодорожной Москвы. Вот строгий Ленинградский (бывший Николаевский) вокзал архитектора Константина Тона, творившего в русско-византийском стиле, вот сказочный Ярославский мастера модерна Федора Шехтеля, а Казанский — мастера всех стилей и направлений Алексея Щусева. Совсем другое дело Митьковская ветвь, которая названа не в честь митьков, а по имени тайного советника Митькова, в конце XIX века продавшего свои земли под нужды железной дороги. Это подбрюшье железнодорожной Москвы. Ветвь не просто соединяет Казанское направление с Ленинградским и Ярославским, она обеспечивает связь с грузовыми дворами и технической станцией Николаевка, и это чуть ли не единственный топоним, отсылающий к историческому названию Октябрьской дороги — Николаевская. Здесь обслуживают пассажирские поезда с Казанского вокзала — проверяют после возвращения из пути, готовя к новому рейсу. Все это образует невероятное переплетение путей — чтобы преодолеть их Третьему транспортному кольцу, в 1984-м пришлось построить тоннель, а не более привычную в таких случаях эстакаду.
Для МЦД-3 Митьковскую ветвь фактически построили заново — переложили все пути, электрофицировали их, соорудили новый пролет на Русаковском мосту и построили новый тоннель для соединения с Казанским направлением. Здесь все новое: пути, шпалы, опоры, это видно невооруженным глазом. Но вот все, что вокруг, вовсе не новое — это остатки города, который сформировался во второй половине XIX века в эпоху промышленного бума. Вокруг Митьковской ветви расположены предприятия, которые обеспечивали продовольствием Москву и в дореволюционное время, и в советское, отчасти и сейчас. Это, среди прочих, открывшаяся в 1881 году паровая мельница товарищества «Антона Эрлангера и Ко», ставшая в советское время мелькомбинатом №1 им. А. Д. Цюрупы. Вдоль ветки видны брутально-величественные элеваторы уже советского времени. Это основанная примерно в то же время — в 1883-м — макаронная фабрика Динга, ставшая Московской макаронной фабрикой №1. Это и Калинкинское медо-пивоваренное товарищество, от которого, впрочем, остался только один дом — из окна поезда можно разглядеть его резные сказочные наличники. С другой стороны — подъездные пути к товариществу «Абрикосов и сыновья», известному сегодня как кондитерский концерн «Бабаевский».
Сегодня окрестности Митьковской ветки находятся в некоем промежуточном состоянии. Здесь уже везде проглядывает современность — задний фасад (хотя слово «фасад» слишком торжественное, это задняя стена) торгового центра «Тройка» на Третьем кольце, краснокирпичные корпуса бывшей фабрики «Буревестник», ставшей бизнес-центром.
Эпицентр преобразований — окрестности строящейся станции МЦД «Митьково», которая откроется в следующем году. Снесен Митьковский грузовой двор, где недавно были многочисленные рельсы, ангары и склады. Теперь на их месте огромный пустырь, территория будет застроена — она прилегает к новой станции, ну и вообще Москва не терпит пустоты. Освоить бывший грузовой двор собирались еще при Лужкове. Здесь планировали построить жилье для очередников, при этом тогда ни о какой хорошей транспортной доступности речь не шла. Понятно, что с открытием МЦД ценность земли сильно возросла, так что спешите видеть уходящую натуру.
Фото: пресс-служба дептранса, transport.mos.ru