, 5 мин. на чтение

Как названия станций Троицкой линии создают новые топонимы и борются со словом «улица»

Станции Троицкой линии метро, первый участок которой откроется в сентябре, демонстрируют все тренды современных московских названий — страсть к упорядочиванию, «выращивание» новых топонимов и борьба со словом «улица».

«Новаторская» и «Новаторская»

Первой станцией на первом участке Троицкой линии станет «Новаторская», здесь будет пересадка на станцию БКЛ с таким же названием. Вечный вопрос, как называть пересадочные станции — одинаково или по-разному, раньше в основном имел ответ «по-разному». Исключением был короткий период в 1950–1960-е годы, ну и, конечно, совмещенные станции разных линий типа «Китай-города» или «Третьяковской» тоже имели одинаковые названия. Главный аргумент у сторонников разных подходов один — будет меньше путаницы, но здесь все индивидуально: кто-то не может сориентироваться среди нескольких станций с одним названием, а кто-то — понять, что станции на пересадочных узлах могут называться по-разному. Этот спор сродни противостоянию между тупоконечниками и остроконечниками.

На открывшемся в 2016 году МЦК при совершенно одной и той же ситуации могли приниматься разные подходы. Вот пересадочные узлы, построенные по принципу «сухие ноги», где пассажирам не нужно выходить на улицу. Пересадочная на «Ленинский проспект» станция МЦК становится «Площадью Гагарина», а на «Кутузовскую» — тоже «Кутузовской». Зато две «Автозаводские» находятся в более чем 10 минутах ходьбы.

Наконец, в 2017 году победила концепция, что пересадочные станции должны называться одинаково. Это даже было закреплено в городском законе, посвященном наименованию городских объектов. Впрочем, и после этого в метро появляются разные названия, формально (они были названы до этих поправок) и неформально — потому что так захотелось.

В 2018 году появилась «Хорошевская», пересадочная на «Полежаевскую», и этим отчасти была восстановлена историческая справедливость — станция с таким названием могла появиться полвека назад. 8 октября 1972 года умер многолетний начальник «Московского Метростроя» Василий Полежаев, и в его честь назвали станцию, открывавшуюся 30 декабря того же года. На БКЛ появился «Петровский парк» (пересадочная станция на «Динамо»), могли появиться «Нижняя Масловка», «Ржевская», «Стромынка», но не появились — с конца 2018 года пересадочные узлы на БКЛ называют одинаково. Впрочем, в 2021 году открылась «Воронцовская», пересадочная на «Калужскую», это название удалось отстоять его инициаторам.

В 2019 году в порыве упорядочивания названий добрались до остановочных пунктов железных дорог. Их переименовывает РЖД, но по инициативе московских властей. Под переименования попали и явно сегодня вводящие в заблуждение топонимы, например две платформы на Павелецком направлении. «ЗИЛ», которая была расположена на противоположном берегу Москвы-реки от собственно ЗИЛа, стала «Тульской», а «Коломенская» — «Варшавской». Но исчезли и самобытные и уникальные названия — «Нижние Котлы» стали «Нагатинской», а «Северянин» — «Ростокино». А вот «Люблино» удалось отстоять: сначала ее переименовали в «Кубанскую», мол, между станциями метро и МЦД «Люблино» почти два километра. Но спустя чуть больше года после протестов жителей ее переименовали назад.

Наконец, в 2024 году разом решили топонимическое нагромождение в «Сити» — два мощных пересадочных узла получили названия «Деловой центр» и «Москва-Сити».

Борьба с улицей

Следующие две станции Троицкой линии — «Университет Дружбы Народов» (УДН) и «Генерала Тюленева» демонстрируют абсолютно противоположный подход к выбору названий. «УДН» — одно из самых длинных названий, к тому же одна станция «Университет» в Москве уже есть. Правда, здесь вряд ли возникнет путаница — новую станцию будут называть либо аббревиатурой УДН/РУДН, либо просто «Дружба Народов». Почему тогда так и не назвать станцию? Если «Генерала Тюленева» можно, то почему «Дружба Народов» нельзя? Не знаю, чем университет лучше улицы, но нелюбовь к употреблению слова «улица» в названии станций — это факт.

Первой в борьбе с улицами стала станция «Зорге» на МЦК (2016), но эта несклоняемая фамилия известного советского разведчика и без слова «улица» воспринималась как самостоятельный топоним. В 2019 году проскочила станция «Улица Дмитриевского». В 2020-м была открыта станция «Народное Ополчение», в именительном падеже. Это напомнило названия станций «Великий Шелковый путь» в Алматы и Ташкенте. В 2021-м на БКЛ появилась «Новаторская», хотя, казалось бы, «Улица Новаторов» не длиннее.

«Генерала Тюленева» — новый и значимый этап в борьбе со словом «улица». Это название — в родительном падеже без определяемого слова — звучит очень странно и разговорно. А главное, совсем выбивается из московской традиции — подобные названия были характерны для метрополитенов в городах бывшего СССР. В Баку есть станция «Нариман Нариманов», была «26 Бакинских Комиссаров», а Ташкенте — «Максима Горького».

Московский закон говорит, что названия должны отвечать «словообразовательным, произносительным и стилистическим нормам современного русского литературного языка» (этому вполне отвечает «УДН»). В то же время «они должны быть благозвучными, удобными для произношения, краткими и легко запоминающимися». «Генерала Тюленева» отвечает всем этим критериями, кроме благозвучности.

Тютчев из Мосрентгена

Это самое спорное название станции на Троицкой линии. Проектными названиями станции были «Мосрентген» (по поселку завода, в котором она находится, теперь это часть Москвы) и «Славянский мир» (это не мировозренческая концепция, а название строительного рынка). Из исторического бэкграунда — парк усадьбы Троицкое (главный дом и постройки были разрушены), которая в XIX веке принадлежала отцу Тютчева. «Троицкой» станцию назвать было нельзя (собственно линия ведет в Троицк), и автор сайта «Метрострой» Андрей Суриков предложил название «Тютчевская», которое в итоге и утвердили. С одной стороны, это название не привязано ни к какому существующему топониму. В Москве есть Тютчевская аллея, действительно топонимическое недоразумение, появившееся в 1997 году в честь 850-летия Москвы. Она находится на территории усадьбы Узкое (это километров пять от новой станции метро), в которой Тютчев никогда не бывал.

Названия станций, не привязанные к существующим топонимам, были — это та же «Полежаевская» или, например, «Пионерская» на западе Москвы, названная в 1961 году в честь пионерской организации. Или все названия, связанные с некогда дружественными отношениями с разными странами, например «Пражская», «Братиславская» или «Римская». Похожая с «Тютчевской» ситуация уже была в 2016-м, тогда станцию МЦК с проектным названием «Севастопольский проспект» по ассоциативному принципу назвали «Крымской», чтобы избежать дублирования с метро «Севастопольская».

С другой стороны, если раньше остановки наземного транспорта и станции назывались по существующим на момент открытия топонимам, то в последние годы департамент транспорта занялся нехарактерным для него делом — возвращением и «выращиванием» топонимов. Началось с автобусных остановок в центре. Здесь к жизни возвращали названия слобод, то есть поселений людей, близких по роду занятий или по происхождению, которые исчезли примерно лет триста назад. Так появились «Новая Дмитровская слобода» в районе «Новослободской» и «Бутырская слобода» на одноименной улице. Вернулись и совсем недавно утраченные «Нижние Котлы». Особо примечательной стала остановка «Брехово» на улице Академика Волгина. Вот как объяснялось это переименование: «Так называлась деревня Зюзинской волости, находившаяся на этом месте. Она вошла в состав Москвы в 1960 году. Название остановки поможет сохранить историю места». От Брехово не осталось ничего, ни названия улицы, квартала, микрорайона или района, но благодаря дептрансу спустя десятилетия оно вернулось на карту.

Ну и совсем особняком в этом топонимическом творчестве стоит станция «Новомосковская». Так теперь называется бывшая станция «Коммунарка» Сокольнической линии и будет называться пересадочная на нее станция Троицкой линии, которая откроется позднее. Казалось бы, название «Новомосковская» — это абсурд, она не может обозначать какую-либо конкретную точку, ведь территория Новой Москвы простирается от МКАД до Калужской области. Но нет, «название “Новомосковская” отразит значимость первого пересадочного узла метро в Новой Москве». То есть станцию назвали в честь самого факта ее строительства.

Фото: архив «Мой район»