search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

Как прошла первая прогулка-спектакль «Рок-Тверская» Мобильного художественного театра

, 3 мин. на чтение
Как прошла первая прогулка-спектакль «Рок-Тверская» Мобильного художественного театра

Увидеть несколько минут фильма «Игла», которые снимали не в Алма-Ате, а в Москве, услышать Пугачеву на бэк-вокале у «Наутилуса», узнать, что группа «Руки вверх!» начинала как прогрессивная рейв-команда, а потом что-то пошло не так, и все это — по пути от Триумфальной до Манежной в любое удобное время. Вчера, 24 сентября, презентовали «Рок-Тверскую», пятую премьеру Мобильного художественного театра.

МХТ начинается не с вешалки, а с приложения: Мобильный художественный театр — проект Михаила Зыгаря, предлагающий прогулку-спектакль по городу. История нового Художественного, в афише которого только спектакли в наушниках, где драматургия смиксована с городскими локациями и соединена с маршрутом, началась с прогулки «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». Зрителям-пешеходам предлагали пройти ежедневный маршрут находящегося под домашним арестом режиссера. Затем была громкая премьера «Мастера и Маргариты» на Патриарших, которой, собственно, и отметили открытие нового МХТ — Мобильного художественного.

«Рок-Тверская» напоминает про это открытие стартовой точкой — двором Булгаковского дома. Там, возле подъезда «нехорошей квартиры», формировалось движение советских хиппи. С этой истории начинают спектакль главные герои и ваши провожатые — Михаил Козырев и Муся Тотибадзе. Тотибадзе называет Козырева крестным папой русского рока, он ее — иконой нового поколения. С первых же минут становится ясно: кастинг для задачи — рассказать об истории русского рока в декорациях реальной Москвы — идеален. Смех и редкие подпевания Муси миксуются с сигналящими в пробках машинами и не по-сентябрьски гудящим вечером. От голоса Козырева память сама собой достраивает другую Тверскую — в рекламе, с проводами между домами и студией радио «Максимум» там, где сейчас отель «Стандарт».

На протяжении всего спектакля Козырев травит байки и рассказывает о золотом времени русского рока, а Тотибадзе задает местами наивные вопросы от тех, кто родился уже в новой России. Тут хочется обойтись без спойлеров, но вы услышите голоса и рассказы Лагутенко и Кортнева, Макаревича и Покровского, Васильева и Гребенщикова.

Кстати, родившаяся в 1996-м Муся в первые минуты не сразу узнает «Back in the USSR» The Beatles, а затем признается, что ни разу не была в легендарном «Б-2». Тут, кажется, пора вспомнить, что мы все-таки в театре, пусть и на улице, а значит, реальная Тотибадзе и Муся из спектакля, за драматургию в котором отвечал обладатель «Золотой маски» новодрамовец Михаил Дурненков, — две разные Муси.

Несколько важных деталей, обещающих «Рок-Тверской» флагманские позиции в афише МХТ. Во-первых, адресация к более широкой аудитории, нежели, например, в «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». Так или иначе это ваша и наша музыка, вы можете к ней относиться по-разному, но не можете ее не знать. Во-вторых, это альтернативный полуторачасовой путеводитель по Тверской — прекрасный вариант для тех, кто приехал в столицу на день. В-третьих и в-главных, Тотибадзе и Козырев звучат здесь как персонажи, с которыми хочется дружить прямо сейчас. Это не спектакль, замкнутый на ваших соображениях и действиях под указку компьютерного голоса, как самая знаменитая прогулка главных героев европейской постдрамы Rimini Protokoll «Remote X». Это и не радиотеатр, вплетенный в городские локации, которым казался «Мастер и Маргарита» того же Мобильного художественного театра. Это именно что спектакль-променад, экскурсия, которую могли бы для вас провести ваши старые друзья, имеющие свой взгляд на Тверскую — и музыку, которая на ней жила. Но при этом проведенный создателями ресерч тянет на краткую историю русского рока и 1990-х, в которых Боуи зарекся приезжать в Россию с концертами из-за слушателей в малиновых пиджаках. Да, на премьере у некоторых зрителей (я в их числе) сбоило приложение — более везучие не только слушали эту историю, но и получали пуш-уведомления с видео. Разработчики обещают разобраться с этими багами, так что, как и в обычном театре, в Мобильном художественном есть место человеческому фактору.

Премьере «Рок-Тверской», конечно, очень не повезло с погодой. Впрочем, синоптики обещают Москве плюс двадцать. По настроению «Рок-Тверская», конечно, весенне-летний спектакль, идеальная машина времени в детство или юность, очень «попадающая» в поколение тридцатилетних. И дело даже не в том, что за полтора часа по Тверской вы не раз подпоете знакомым текстам и словам. Главное — в «Рок-Тверской» (если у вас установлено приложение МХТ, билет стоит 379 руб.) есть все, чтобы почувствовать энергию и ощущение перемен, по которым, кажется, больше всего и ностальгируют, вспоминая время после Горбачева и до Путина.

Фото: пресс-служба Мобильного художественного театра