Как сделаны три новые станции метро «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех»
На Люблинско-Дмитровской линии открылись три станции — «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Все станции заслуживают внимания не только потому, что хорошо и интересно придуманы, но и потому, что каждая из них демонстрирует один из современных подходов к созданию облика московского метро.
Абсолютное большинство недавно открытых и строящихся станций — одноплатформенные колонные мелкого заложения, они могут отличаться количеством рядов колонн, высотой потолка, шириной платформы и наличием лестницы в центре платформы или балкона. Но суть остается одной и той же — есть более или менее идентичная конструкция, которую надо осмыслить архитектору. Две из трех новых станций — «Яхромская» и «Лианозово» — как раз этой конструкции. А все три новые станции сделаны одними и теми же авторами — Николаем Шумаковым, который проектирует станции метрополитена на протяжении 45 лет, и Александром Некрасовым, к сожалению, умершим в этом году.
Оформление «Яхромской» посвящено 800-летнему юбилею Москвы, который широко праздновался в 1947 году. Рядом находится улица 800-летия Москвы, собственно, и проектное название станции было именно таким. Но, видимо, такое название показалось слишком громоздким, а еще один вариант — «Юбилейная» — абстрактным. Поэтому станция, которая от и до посвящена ностальгии по послевоенной Москве, называется по соседней улице, в свою очередь названной по небольшому подмосковному городу Яхрома.
Образ станции построен на двух цветах — белом и красном, это характерное для Москвы сочетание, например Кремль (краснокирпичные стены и башни и белокаменные соборы) или Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. Красно-белая тема поддержана везде — потолок в вестибюле здесь сделан из так называемого бриллиантового руста, своеобразных граней, напоминающих стену Грановитой палаты. Платформа станции асимметрична — одна путевая стена, ряд колонн и потолок над платформой красные, а другой ряд колонн — белый. Эта асимметричность нужна, чтобы создать фон для гигантского, во всю длину и высоту путевой стены, панно работы Александра Рукавишникова, посвященного жизни послевоенной Москвы. Возвращение художественного оформления в метро — один из трендов последнего времени. Причем это оформление часто такого масштаба, что подчиняет себе все пространство станции.
Если панно, то такого размера, как еще не было — во всю путевую стену, как на «Электрозаводской» (это тоже работа Рукавишникова). Если скульптура, то сделаем так, как никогда еще не делали — прямо по центру платформы, как на «ЦСКА». Если мозаика, то сделаем гигантские работы, убрав вообще какую-либо архитектуру, как на «Нагатинском Затоне».
Панно на «Яхромской» — одна из самых удачных работ последних лет. Это панно-воспоминание, пронизанное ностальгией о некой идеальной послевоенной Москве. Оно наполнено узнаваемыми образами: памятник Юрию Долгорукому и высотка на Котельнической набережной (они как раз были заложены в год 800-летия Москвы), горожане — спешащие прохожие, постовые и военные, физкультурники и строители. При этом в панно нет пафоса соцреализма, наоборот, сплошная иллюзорность и призрачность. Это достигается с помощью техники, в которой создано панно. Сам Рукавишников называет ее «острый коготь» — изображение, сделанное на тонированном грунте (левкасе), процарапывается. Конечно, то, что мы видим на «Яхромской», не оригинал, а отсканированная и в несколько раз увеличенная копия, напечатанная на алюминии.
В «Лианозово» виден самый распространенный подход к современной архитектуре станций — сделать хорошее пространство с помощью отделки, комбинации различных материалов, цветов и световых решений. Таких станций в Москве десятки, это практически половина БКЛ (например, «Проспект Вернадского», «Зюзино» и «Аминьевская»), вся Некрасовская линия.
Надо признать, что «Лианозово» — удачный пример такого подхода, в ней есть благородство и сдержанность. Использованы спокойные, не кричащие цвета — медный и маренго, нет глянцевых поверхностей на путевых стенах и колоннах, ничего не бликует. Панели обоих цветов оригинально скомпонованы: фоновый цвет — маренго, а акценты создаются за счет панелей медного цвета. Медные колонны переходят в своеобразные арки-порталы над путями, причем медные панели утоплены относительно основной облицовки, что делает образ станции объемным. Здесь два типа освещения — встроенные светильники между колоннами над центральной частью платформы и две трубы светодиодов, подвешенных вдоль путей.
Односводчатая конструкция на «Физтехе» сегодня почти забыта, последние станции такого типа — «Тропарево» и «Лесопарковая» — открылись почти 10 лет назад, в 2014-м. У односводчатой станции есть важные преимущества — на ней равномерно перераспределяются пассажиры и станции легко убирать. Здесь нет разных фактур и цветов, скульптур и панно, только один цвет и формообразующий элемент — белоснежные конусы. Сейчас такой лаконичный архитектурный язык редко где используется. Это, например, несколько станций на Большой кольцевой линии — «Марьина Роща», где сделан пилон в виде овала, лапидарная «Кунцевская» с гигантскими цилиндрами светильников и элегантное «Терехово», в котором элементы классической архитектуры оригинально переосмыслены.
Конус — это переосмысленная колонна, в его облике можно найти сходство с соплом ракеты, что объясняется близостью Московского физико-технического института. На платформе «Физтеха» стоит один ряд конусов с косыми срезами. Кроме декоративной функции у них есть и вполне практическая — это светильники. Тема продолжается и в наземном вестибюле — он окружен колоннадой конусов, по замыслу проектировщиков, это прямая отсылка к древнегреческому храму, а в целом образ всего комплекса — «храм науки».
Фото: ag.mos.ru