search Поиск
Редакция Москвич Mag

Как центры госуслуг стали самым удобным и дружелюбным московским сервисом

6 мин. на чтение

Кто-нибудь из москвичей еще помнит, каково это было ходить за справками в бюрократические учреждения и часами сидеть в очереди, чтобы потом с полученной справкой идти в другую очередь, а если не повезло, то и в еще одну? Пока дойдешь до финального кабинета, вдруг оказывается, что срок действия справки, взятой в первой конторе, уже истек. И этот круг начинался по новой. Все это уже в общем и целом забылось. Плохое быстро забывается. 

А вот к хорошему быстро привыкаешь. В этом году исполняется десять лет, как в Москве начали работать МФЦ. Эта аббревиатура стала магическим сочетанием, которое нравится всем. Даже самым непримиримым оппозиционерам московской власти здесь не к чему придраться и они признают, что МФЦ удобны и человекоориентированы. 

Еще бы. Многофункциональные центры предоставления государственных и госуслуг заменили 1200 приемных различных органов власти. Специалисты посчитали, что десять лет назад требовалось два-три посещения разных ведомств, чтобы получить одну услугу. А среднее время оформления составляло 6 часов. В тех часах томительное ожидание, препирательство в очередях и миллиарды безвременно погибших нервных клеток. 

Сегодня в МФЦ можно получить более 280 услуг разных ведомств (МВД, ЗАГС, Пенсионный фонд, Налоговая служба, ГИБДД, Росреестр и многие другие). Причем 98% услуг можно получить в любом удобном офисе независимо от того, где человек прописан или зарегистрирован. Теперь здесь нет очередей, а время ожидания минимально. 

Это все лишь сухие цифры. Посмотрим на примерах самых актуальных и самых востребованных услуг, что и как на самом деле кардинально изменилось. Вспомним, как было, и сравним с тем, как стало.  

Загранпаспорт 

Кто не помнит, были такие подразделения в системе МВД — отделы виз и регистрации (ОВИРы). Загранпаспорта до 2004 года выдавали там. На всю Москву было всего 37 таких отделов. Понятно, что всегда были очереди.

Сначала надо было отстоять одну очередь, чтобы показать документы одному сотруднику для проверки. Если вдруг вам в этот день улыбнулась удача и все документы собраны, заполнены правильно, то уже с этими документами надо было отправиться в следующий кабинет к начальнику, чтобы их сдать. Опять многочасовое ожидание в очереди. Вдруг кто не помнит, чаще всего коридоры ОВИРа — это маленькие узкие невентилируемые помещения с тремя ветхими стульями. Ждать по несколько часов своей очереди было настоящей пыткой. 

В 2005 году ситуация чуть улучшилась. Функцию оформления загранпаспортов передали в паспортные столы. Их в Москве было больше — 126. Но сложный процесс оформления все равно не рассосал очереди. Хотя в зимние месяцы они были заметно меньше — не сезон. Но каждое лето начиналась горячая пора. Опять толпы людей в коридорах, поэтому время оформления и выдачи паспортов увеличивалось. Иногда заграничный паспорт оказывался готов только осенью, даже если сдал документы в начале июня. 

Что сейчас? Можно оформить загранпаспорт онлайн и офлайн. А если дома нет доступа в интернет, то в каждом центре можно воспользоваться зоной электронных услуг с компьютерами. Онлайн, конечно, проще. Заполняете заявление на портале госуслуг. Обязательно фотографируетесь и загружаете фото. Платите пошлину тоже онлайн. Получаете уведомления от Главного управления по вопросам миграции МВД с приглашением прийти в то подразделение, которое вы выбрали, заполняя заявление. Через сайт mos.ru можно записаться на прием в удобное для вас время. Приходите в центр «Мои документы», где вас примет сотрудник МВД и сверит данные вашего заявления с оригиналами документов, которые надо принести с собой. Вас сфотографируют на документ и сделают отпечатки пальцев. После этого ждете уведомления о готовности паспорта и опять в удобное для вас время приходите его забирать. Без очередей и зимой, и летом. 

Водительское удостоверение

Во флагманских офисах «Мои документы» в течение одного дня можно получить новое водительское удостоверение взамен старого или утерянного. Можно получить новые права, если вы поменяли фамилию или если документ пришел в негодность, например погрызла собака. Для этого необходимо заполнить заявление онлайн, записаться на удобное для вас время и прийти с необходимыми документами в офис. В районных центрах госуслуг также можно получить права, это займет чуть больше недели. Раньше все делалось через ГИББД, без предварительной записи, но опять с очередями и бумажной волокитой. 

Пожениться и развестись 

Раньше для подачи заявления о заключении или расторжении брака в отделе ЗАГС надо было подстроиться под график работы отдела, а потом еще потратить время, ожидая своей очереди. С 31 мая этого года можно зарегистрировать свой брак в центре госуслуг. Правда, все обойдется без церемонии и торжественной обстановки. Но сейчас все больше пар предпочитают провести этот день без марша Мендельсона. Если все же хочется торжественных речей, в любом центре госуслуг можно забронировать дату и время для церемонии в отделах ЗАГС: Нагатинском, Измайловском, Перовском, Левобережном, Черемушкинском и Бабушкинском. 

Развестись тоже можно в офисе «Мои документы», если только в семье нет детей, один из супругов москвич и брак был заключен на территории столицы. 

Все в одном пакете

Еще из прорывного и, наверно, даже инновационного, что могло случиться с московской бюрократической машиной, это то, что теперь у москвичей есть возможность оформить документы одним пакетом. Звучит как реклама нового выгодного тарифа мобильного оператора. Но это действительно один пакет документов на девять самых распространенных жизненных ситуаций. Его суть в том, что востребованные услуги объединены в «один пакет» документов в рамках одной тематики. Не нужно подстраиваться под графики приема различных ведомств, ездить по разным конторам. 

Сервис так и называется — «Жизненная ситуация». Самые популярные пакеты — «Рождение ребенка», «Многодетная семья», «Оформление наследства». За один визит в МФЦ можно подать сразу несколько заявлений в одно окно, а затем их останется лишь забрать. 

Еще недавно, чтобы вступить в наследство, по запросу нотариуса требовалось подать заявления в Федеральную кадастровую палату Росреестра и Московское городское бюро технической инвентаризации. Теперь в рамках жизненной ситуации «Оформление наследства» все документы можно запросить за один визит в центр госуслуг.

Для подготовки документации при приобретении недвижимости раньше надо было обратиться за получением выписки из Единого государственного реестра недвижимости в Федеральную кадастровую палату Росреестра, технической документации — в Московское городское бюро технической инвентаризации, для регистрации права собственности — в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, а чтобы использовать материнский капитал для приобретения жилья — в отделение Пенсионного фонда. Не забываем, что везде были очереди. Теперь эта длинная цепочка сократилась до одного окна в любом столичном офисе «Мои документы». За одно посещение можно подать заявления в рамках жизненной ситуации «Приобретение жилья» для оформления всех необходимых документов. 

В офисах «Мои документы» также максимально сокращены сроки получения документов. Например, водительские права можно получить в день обращения во всех флагманских офисах, загранпаспорт ребенку оформят за сутки во флагманах ЮАО и ЮВАО. 

Искренний сервис 

С 2017 года в центрах госуслуг был запущен проект «Искренний сервис». Его концепция в том, чтобы сотрудники «Моих документов» были не просто профессионалами и выполняли все по инструкции и вовремя, хотя и это было огромным прорывом, но делали это с искренним участием и желанием действительно помочь посетителям центров решить бюрократические вопросы. Помогает в реализации проекта открытый в 2015 году учебный центр в Строгино, его филиал позднее появился во Дворце госуслуг на ВДНХ. Все сотрудники на первом этапе работы обязательно проходят вводное обучение. Важная часть обучения — основы работы с клиентами, где на первом месте должны быть комфорт и экономия времени горожан. 

И вот уже растет новое поколение москвичей, которые не будут знать, что такое очереди в госучреждениях и бесконечные мытарства ради получения какой-то справки. 

Фото: Даниил Овчинников

Подписаться: