Редакция Москвич Mag

Как ЦППК поменяла представление горожан о поездках по городу и не только

4 мин. на чтение

Сегодня исполняется 19 лет крупнейшему пригородному железнодорожному перевозчику России — ЦППК. За время своего существования компания радикально изменила представление горожан о том, какими могут быть поездки по городу, на дачу и даже в другой регион. Пассажиры быстро добираются из одной точки в другую, а с 1 августа ЦППК запустила рейсы в Белоруссию.

Рекордный пассажиропоток

Любой серьезный разговор о транспорте начинается с анализа пассажиропотока. Только вдумайтесь: за 19 лет поезда ЦППК перевезли 9 млрд пассажиров — почти на 1 млрд больше, чем население всей планеты.

И это не единственное достижение «планетарного» масштаба. Если посчитать, сколько километров ежедневно проезжают по рельсам составы ЦППК, получится путь длиною в шесть экваторов Земли. В сутки поезда накатывают 250 834 км. Разумеется, суммарно: всего в день совершается более 4000 рейсов. За сутки поезда перевозят 2 млн пассажиров.

Поезда и направления

Первые восемь лет существования компании пассажиров перевозили исключительно арендованные составы. Но все изменилось в 2013 году, когда ЦППК получила свой первый собственный поезд. И с тех пор парк постоянно обновляется: сейчас в нем более 360 современных составов.

Вообще поезда ЦППК перевозят пассажиров во множестве регионов России. Но с недавних пор география расширилась до международной — с 1 августа компания запустила рейсы в Белоруссию. Они отправляются из Смоленска и прибывают на станции Заольша и Осиновка. Теперь доехать до Белоруссии можно прямо на электричках: как на дачу, только чуть дольше. На станциях Заольша и Осиновка поезда стыкуются с электричками Белорусской железной дороги, чтобы можно было отправиться дальше в путешествие по соседней стране. Удобно.

МЦД и «Иволги»

Масштабному проекту МЦД, соединившему Москву с Московской областью, осенью исполнилось уже пять лет (а кажется, будто он был с нами всегда). Именно ЦППК — перевозчик на диаметрах, а главный символ проекта — конечно, «Иволги».

Сейчас из всех отечественных поездов на МЦД доля «Иволг» — 85%. Состав задумывался как принципиально новый формат — городской электропоезд, который будет отвечать запросам горожанина, привыкшего к комфорту. И, судя по популярности диаметров, он этим стандартам соответствует.

«Иволга» — самый современный состав на железных дорогах: здесь есть USB-разъемы и беспроводная зарядка в столиках, мягкие кресла, крепления для велосипедов и зарядки для электросамокатов, современные табло с подробной информацией о пересадках. В вагонах настроено адаптивное освещение (утром — бодрое, вечером — успокаивающее), есть климат-контроль с обеззараживанием воздуха и поручни с «теплым» покрытием и мягкими подвесными ручками.

Станции и инфраструктура

Суммарная протяженность путей, по которым ходят составы ЦППК, составляет 8908 км. На маршрутах расположено более 2000 платформ и станций.

Инфраструктуру станции нужно не только поддерживать, но постоянно обновлять и улучшать. 186 платформ отремонтировано, реконструировано и приведено к единому стандарту. Работы включают замену плит перекрытия, обновление фундаментных блоков, создание линий безопасности, установку новых скамеек и урн, элементов визуальной информации, а также ремонт навесов и настройку светодиодного освещения.

Кроме того, на станциях установлено 2264 валидатора. Они делают жизнь удобнее: с ними можно активировать билеты через мобильное приложение и пользоваться абонементами на количество поездок. Если валидаторов нет, то и абонементов до этой станции не делают. А региональным льготникам благодаря валидаторам доступна функция быстрого прохода.

Ценность компании — люди

ЦППК — крупный работодатель, но начиналось все со 112 человек. А сейчас штат вырос почти в 100 раз — до 10 249 человек.

Отдельное внимание компания уделяет обучению молодых специалистов и возможностям для их карьерного роста. Например, сейчас в ЦППК — 182 девятнадцатилетних сотрудника. Можно сказать, ровесники компании.

Помимо классической практики, у компании есть специальная программа, которая называется «Карьерный экспресс». Она позволяет студентам профильных колледжей получить не две, а сразу три профессии. Третьей обучают на последнем курсе колледжа, а одновременно с этим студенты уже получают практический опыт — приходят в компанию помощниками машиниста. После окончания учебы студенты уже имеют право управлять электропоездом. А срок роста до машиниста составляет всего полгода, если хорошо учиться. Так или иначе, все участники программы трудоустроены. Всего в ЦППК прошел практику 2181 студент — в том числе по программе «Карьерный экспресс».

Проезд с животными

В поездах ЦППК рады всем животным: хоть собакам, хоть кошкам, хоть лемурам. Но главное — перевозить их по правилам.

На МЦД провоз животных бесплатный, а при поездках по другим направлениям потребуется билет. Правда, стоит он всего 25% от цены полной разовой поездки.

Кошек в поездах можно перевозить и в контейнере, и на руках. Для собак обязательно нужны ошейник и намордник. При этом маленькие псы могут сидеть у вас на руках, а с большими нужно ехать в тамбуре. В каждом можно перевозить только одну большую собаку.

Сотрудники ЦППК видели в поездах разных животных: и суриката, и нутрию, и енота. В таких экзотических случаях для пассажиров работает правило «подумайте о комфорте других»: питомцев нужно перевозить в специальных клетках, корзинах или контейнерах не больше 180 см по сумме трех сторон.

Кстати, собакам-поводырям билет не нужен, с ними можно заходить из тамбура в салон.

Бонус: что случается в поездах?

Не зря в поездах говорят: «Не забывайте свои вещи». Кто-то оставляет сумку или телефон, но кто-то однажды забыл седло, а кто-то — банку с помидорами. Или, например, садовый шланг. Эти предметы входят в топ-3 самых необычных вещей, забытых в поездах ЦППК.

Кстати, если вы что-то оставили в пригородном поезде, лучший вариант — обратиться к дежурному сотруднику на станции или в транспортную полицию. На маршрутах МЦД следует звонить в контакт-центр по номеру 3210.

Были случаи, когда пассажиры поезда становились свидетелями особой железнодорожной романтики. Подсчитано, что на маршрутах ЦППК было сделано 12 предложений руки и сердца. Одно из них, кстати, прямо от машиниста: он позвал возлюбленную замуж по громкой связи. Вот такие случаются чудеса.

В следующем году компания ЦППК будет праздновать юбилей — ей исполнится 20 лет. А значит, впереди нас ждет еще больше достижений.

Фото: пресс-служба ЦППК

Подписаться: