Редакция Москвич Mag

Керамическая вышивка и мраморные светильники-вазы: рассматриваем станцию «Белорусская-кольцевая»

4 мин. на чтение

Жители столицы могут сегодня выбирать самые разные виды городского транспорта: автобусы, электробусы, трамваи, регулярные речные электрические суда, МЦК и МЦД. И, конечно, метрополитен. На него приходится почти половина всех ежедневных поездок горожан. В будни метро пользуются около 8 млн человек. Возможно, сейчас вы читаете этот текст в вагоне поезда или на эскалаторе. Обычно в метро пассажиры двигаются быстро и сосредоточенно, но мы предлагаем вам ненадолго замедлить шаг и повнимательнее взглянуть на три станции Кольцевой линии: «Новослободскую», «Белорусскую» и «Комсомольскую», все они открылись в один день — 30 января 1952 года.

Юлия Темникова

Советник заммэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова


Виртуальные экскурсии по ним проведет советник заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта, заместитель начальника Московского метрополитена Юлия Темникова. Следующая станция — «Белорусская».

Белорусский вокзал — один из самых востребованных транспортных узлов столицы. Десятки тысяч пассажиров, которые прибывают сюда, могут с комфортом пересаживаться на МЦД, метрополитен, трамваи и наземный транспорт. В 2023 году мы отремонтировали эскалатор в переходе между станциями «Белорусская-кольцевая» и «Белорусская-радиальная». А зайти на каждую из станций можно через турникеты с технологией оплаты проезда по биометрии.

Первой станцией у Белорусского вокзала стала «Белорусская» Замоскворецкой линии. Она заработала еще в 1938 году. И, кстати, Кольцевая линия изначально вообще не планировалась. Но уже в середине 1930-х годов стало ясно, что без нее не обойтись, потому что нагрузка на пересадочные узлы в центре города будет слишком высокой. Решение о строительстве линии приняли только в 1943 году после того, как первоначальный проект несколько раз пересматривался. А открылась станция 30 января 1952 года. В тот момент «Белорусская» была конечной станцией Кольцевой линии и оставалась такой на протяжении двух лет.

Проектировала «Белорусскую-кольцевую» супружеская пара Иван Таранов и Надежда Быкова. Они познакомились в Метрострое и выиграли конкурс на проект станции «Сокольники» первой очереди московского метро. А после построили еще 15 подземных дворцов. Таранов и Быкова придумали оригинальное решение, как сделать станцию просторнее: за счет низких пилонов — 1,5 метра высотой — свод становился более широким и высоким. Есть мнение, что Быкова, участвовавшая в работе и над «Белорусской-радиальной», на кольцевой воплотила те идеи, которые не удалось реализовать на соседней станции. Действительно, «Белорусская-кольцевая» получилась более декоративной. Даже боковые части пилонов здесь украшены лепниной. По обеим сторонам от них установлены скамейки с мраморным основанием. А светильники-вазы вырублены из мрамора со стеклянным верхом в бронзовой опалубке.

«Белорусская» на Кольцевой расположена на глубине 42 метра и украшена светлым мрамором. Художественное оформление станции посвятили теме рассвета хозяйства и культуры советской Белоруссии. Например, пол изначально выложили мелкими керамическими плитками серого, белого и красного цветов, воспроизведя рисунки традиционной белорусской вышивки, но позже заменили на более долговечный гранит. А барельефы украсили изображениями снопов пшеницы.

На сводах разместили панно, созданные по эскизам художника Григория Опрышко. Их техника довольно необычна для столичного метрополитена — это флорентийская мозаика. А сюжеты — повседневная жизнь белорусского народа. Если поднять голову, можно увидеть вышивальщиц, крановщиков, доярок, спортсменов, учительницу с учениками. А еще на станции, если приглядеться, можно найти следы древней жизни. Так, в мраморе на стенах есть останки окаменевших моллюсков. Например, можно рассмотреть распиленную раковину аммонита и камеры, разделенные перегородками.

Кстати, сельскохозяйственная тема продолжается и в наземном вестибюле станции, расположенном рядом с Белорусским вокзалом. Входную группу здесь украшает металлическое позолоченное панно со снопами пшеницы и подсолнухами. Еще одна особенность — кассовый зал необычной овальной формы. А в эскалаторном зале сохранились телефонные кабинки за массивными деревянными дверями: в прошлом — обязательный атрибут метро, но сегодня потерявший свое значение.

В течение 45 лет у «Белорусской-кольцевой» был один вестибюль — западный. И пока 25 августа 1997 года на Лесной улице не открылся второй — восточный, в торце станции стояла скульптура «Советская Белоруссия». Композиция изображала женщину с ребенком, рабочего и еще одну женщину, стоящую между ими. Когда вместо стены на «Белорусской-кольцевой» появилась лестница, ведущая ко второму выходу из метро, работу убрали, и почти четверть века она считалась утраченной. Скульптуру нашли в электродепо «Новогиреево» и решили вернуть в метро. Ее очистили, укрепили каркас, заделали трещины, а герб восстановили по архивным материалам. После реставрации скульптура вернулась на «Белорусскую», вот только не на кольцевую, а на радиальную.

Восточный вестибюль станции украшен майоликовым панно португальской художницы Грасы Мораиш, которое Москве подарила мэрия Лиссабона. Оформление расписной плиткой, или, как называют ее португальцы, азулежу, — местная особенность. В лиссабонском метро так декорированы многие станции. Сюжет московского панно — дружба людей разных национальностей.

Вы когда-нибудь замечали, как удачно новый вестибюль вписался в историческую застройку района? Выходы из метро буквально «обняли» со всех сторон старообрядческий храм на Белой площади. А уже после вокруг вырос современный бизнес-квартал.

Фото: пресс-служба Дептранса Москвы

Подписаться: