search Поиск Вход
, , 2 мин. на чтение

Китайское искусство вышло в народ: в ГУМе открылась выставка Чжан Хуаня «Любовь как мудрость»

, , 2 мин. на чтение
Китайское искусство вышло в народ: в ГУМе открылась выставка Чжан Хуаня «Любовь как мудрость»

В галерее ГУМ-Red-Line, работающей на третьем этаже первой линии ГУМа, до 8 апреля открыта выставка китайского художника Чжан Хуаня «Любовь как мудрость». Необычный проект дает среди прочего неожиданную возможность посмотреть на Красную площадь с высоты.

Сам факт появления китайского искусства в ГУМе говорит о том, насколько оно приблизилось к народу. Нет, оно не стало массовым, как и Владимир Дубосарский, и Семен Файбисович, которые тоже тут выставлялись, но галерея в ГУМе — место, максимально приближенное к людям, так что выставка здесь — это практически хождение в народ, а китайцы — новая классика.

ГУМ-Red-Line — галерея, специализирующаяся на современном искусстве. Здесь показывали работы Айдан Салаховой, Гоши Острецова, AES+F, Ирины Кориной и других. Чжан Хуань, один из самых маститых сегодня в мире китайских художников — его первая в России монографическая выставка недавно завершилась в Эрмитаже — стал первым иностранцем, выставленным в ГУМ-Red-Line.

Родившийся в 1965 году в провинции Хэнань, Чжан Хуань прославился своими перформансами, которые устраивал в 1990-х в Китае и США — на входе в галерею на большом экране можно увидеть некоторые из его последних перформансов. Художник знаменит также оперными постановками в Королевском театре Бельгии и масштабными скульптурами, сделанными для Соединенных Штатов.

В Москве же можно было ожидать появления работ Чжан Хуаня, созданных в придуманной им самим технике — он пишет пеплом от благовоний из буддийских храмов. Именно эти вещи составляли основу эрмитажного проекта, получившего название «В пепле истории» (второй экран на выставке установлен, чтобы зрители получили представление и о нем). Значительная часть питерской экспозиции попадет в 2022-м на Венецианскую биеннале современного искусства, где тоже состоится персональная выставка Чжан Хуаня. Видимо, там окажутся и два гигантских черно-красных холста из серии «Любовь» — созданные в пандемию, напоминающие клубки или сердца, они открывали и завершали экспозицию в Николаевском зале Зимнего дворца. И теперь по пути из Северной Венеции в Венецию настоящую их завезли в Москву.

Распределенные по номерам, эти любови — «Любовь №2» и «Любовь №7» — не про любовь как страсть, хотя на носу 14 февраля. Темы, которых касается в своем творчестве Чжан Хуань — буддийский монах, пусть и давно живущий в миру, куда более приземленные: голод, нищета, семья, религия, культура, политика. И над всем этим, как необъятный раскрытый зонтик Оле-Лукойе — любовь. Не запретная, стыдная, жертвенная, всепрощающая, но скорее любовь к человечеству, о которой мечтал как о недостижимом идеале Толстой.

«Была весна 2020 года, в мире творилось непонятно что, люди страшно болели и умирали, — комментирует проект Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и сокуратор питерской и московской выставок, — только сила любви могла их спасти. Чжан Хуань откладывает в сторону другие свои проекты и пытается сформулировать эту любовь — медитативно наносит на холсты красную и черную краску, что в итоге выливается в целую серию работ. Эта выставка про ту любовь, которая сегодня, в сложные для всего мира дни — большая работа, усилие, труд. Любовь в буддийском понимании, которая есть дарование. Все считают, что буддизм про то, что нужно уйти в нирвану и успокоиться. В действительности он про то, что нужно достичь просветления и привести в это состояние всех».

Выставка еще и про историю, и про империю, которая всегда фокусируется на пустом пространстве: Поднебесная на Тяньаньмэнь, Российская на Дворцовой, современная Россия на Красной. И последняя тут присутствует во всей своей нынешней красе. Вы входите (выставка работает бесплатно) в келью, открытую ежедневно с 10.00 до 22.00, слышите тихо звучащую буддийскую музыку, ступаете на подиум, оказываетесь меж двух холстов, создающих визуальный стереоэффект, и медитируете. Площадь вам не мешает — взгляд сверху меняет все.

Фото: предоставлено пресс-службой галереи Red Line