У дизайнеров интерьера сложные отношения с искусством, которое должно эти интерьеры украшать. По идее, любое искусство в интерьере должно прежде всего нравиться заказчику — человеку, который в квартире будет жить. Но заказчику часто нравятся условные «Мишки в сосновом бору», чья милота и пошлость причиняют тонкой душе дизайнера боль.
Куда легче, если клиенту нравится что-то абстрактное и современное — тогда есть возможность подобрать в квартиру интересные художественные объекты. Выбор этот, впрочем, часто оставляют на самый последний этап проектирования и выбирают живопись «под цвет ковра». Тут уже начинает болеть душа у художников, которым крайне неприятно такое пренебрежительное отношение к их произведениям. Ситуации, в которых клиент любит искусство, сам выбрал искусство и пришел к дизайнеру со словами «сделайте мне квартиру, в которой мое искусство будет главным», чрезвычайно редки. Но именно такая история и произошла с Ильей Гульянцем при проектировании этой квартиры площадью 100 кв. метров на пятом этаже нового здания в центре Москвы.
У квартиры, с которой Илье пришлось работать, были явные достоинства, например выходящие на две стороны панорамные окна. Но были и недостатки, например узкий коридор длиной почти семь метров. Его превратили в зону хранения. Кроме того, изменив предлагаемую застройщиком планировку, в квартире разместили кухню-гостиную, главную спальню с гардеробной и ванной и гостевую комнату. Она, если так жизнь повернется, легко может превратиться в детскую. Такая расслабленная готовность к трансформации характерна для лучших современных интерьеров: они не заковывают жизнь хозяина в рамки и могут меняться вместе с обстоятельствами. «Меня вдохновляет европейский подход в дизайне — свобода и визуальная гармония, когда каждая деталь продумана и не стоит задачи сделать дизайн ради дизайна», — поясняет Илья.
Развеска в квартире картин сделана так же — с возможностью трансформации. Акцентные работы можно менять, перевешивать, создавая в квартире другое настроение, и вовсе убирать «в запасники». Исключение — «Звезда» Беляева-Гинтовта. Она остается на своем месте в спальне в любой ситуации, поскольку послужила толчком к принятию многих декоративных решений в интерьере, например к выбору цвета стен: «Цвет был утвержден заказчиком моментально — это очень сложный серый оттенок с примесью небесно-голубого и даже желтого».
Квартира в целом достаточно монохромная — для пространства, в котором «живет» искусство, это нормально. Вспышки цвета обеспечивает собственно живопись и некоторое количество интересных винтажных предметов мебели вроде рыжего кресла в гостиной. Исключение составляет та самая комната отдыха — ее стены внезапно сделаны изумрудно-зелеными, и усилили эффект с помощью зеленого же ковра на полу.
В интерьере много тонких, необычных деталей, делающих впечатление от него более интересным. Например, пол в гостиной — он выложен паркетной доской, но по контуру комнаты проходит рамка из тонкой стальной пластины. Мебель, строгая и графичная, подобрана так же тщательно, как искусство: есть и европейский винтаж, и современные скандинавские и итальянские предметы, и вещи по эскизам Гульянца, и работы русских дизайнеров, например Дениса Милованова. «Важную роль играет сочетание фактур, в интерьере их много разных, от кожи и металла до рогожки и шелка», — говорит Илья.
Квартира получилась сложная, интересная, собранная по цвету, стильная и одновременно естественная. Хочется написать «европейская», но это не совсем корректно — при дизайне хорошего уровня нет уже на самом деле никакой разницы между русскими и европейскими квартирами. Это просто очень хорошая современная квартира, в интерьере которой видны и личность заказчика, и рука дизайнера.
Фотограф: Евгений Кулибаба