search Поиск Вход
, , , 3 мин. на чтение

Квартира недели: трехкомнатная в советском стиле возле Шуховской башни

, , , 3 мин. на чтение
Квартира недели: трехкомнатная в советском стиле возле Шуховской башни

Интерьеры, выдержанные в стиле советских квартир 1930–1940-х годов, вызывают жаркие споры. Кто-то сетует на воспевание эстетики «унылого совка» и зовет их пустыми и больничными. Другие восхищаются чистотой и аскетизмом, ностальгируют и радуются тому, как приметы прошлого вписываются в современную жизнь.

На самом деле правы скорее вторые: в области жилого строительства в СССР середины ХХ века работали отличные архитекторы. Планировка квартир того времени практически идеальна, а еще в них отлично продумана инсоляция (доступ в помещения естественного солнечного света) и вентиляция — идея здорового образа жизни для создателей советского жилья была очень важна и строго нормирована. Что же до строгости обстановки, она тоже соответствует современным тенденциям ответственного потребления. Нынешняя квартира недели, надеемся, убедит скептиков в том, что советская эстетика в интерьере — это хорошо.

Спроектировала квартиру площадью 75 кв. м дизайнер Мария Пилипенко. Мария — специалист по «советским» квартирам: несколько лет назад она прославилась, создав вместе с архитектором Николаем Лызловым квартиру в доме на Басманной. Те первые заказчики были страстными фанатами 1930-х, и в их интерьере скрупулезно восстановили все что можно, от оконных рам до внешней проводки и высоты линии покраски на стенах. После этого Марию стали часто звать на аналогичные проекты — собственно, хозяева квартиры на Шаболовке нашли ее по публикациям.

Квартира в доме 1933 года постройки была практически руиной — от исторического облика сохранились только пара окон, двери и характерное для того времени скругление на стыке потолка и стен. Планировку решено было не менять — как уже было сказано, в домах того времени она практически идеальна, и деление квартиры на три комнаты и коридор семье с маленьким ребенком прекрасно подошло. Небольшие изменения коснулись ванной и санитарного узла — их объединили, прирезав к ним распределительный коридорчик-тамбур. Забавная черта новой ванной — два квадратных окошка. «Такие окошки — характерная черта зданий по проекту “1-го Замоскворецкого объединения”, они всегда располагались в санузлах, — рассказывает Мария. — Благодаря объединению ванны и туалета они оказались в одном помещении». Вообще при относительно скромной площади в квартире еще пять больших окон, и это положительно сказалось на интерьере — он полон света и воздуха и кажется больше, чем на самом деле.

Конечно, этот эффект получился не просто так — Мария над ним поработала. Все стены в квартире светлые, у части дверей наверху вставлены стекла, чтобы освещать коридор. Интересная особенность квартиры, позволяющая ее дополнительно визуально объединить — пол. Он деревянный, из лиственницы, и выкрашен в спокойный синий цвет. «Исторически в таких квартирах не было паркета — бетонный пол красили коричневым суриком, — поясняет Мария. — Но мы не гнались за исторической точностью, поэтому цвет выбрали другой».

Синему полу вторят яркие синие светильники в зоне столовой — вообще благодаря этой бело-сине-голубой гамме квартира ассоциируется с небом. «Она словно парит в воздухе, хотя находится всего-то на пятом этаже», — комментирует дизайнер.

Одно из окон — кухонное — выходит прямо на Шуховскую башню. Но в декоре и обстановке ассоциациями со знаменитой постройкой злоупотреблять не стали — разве что рисунок черно-белого дивана в зоне гостиной немного похож на решетку башни. В подборе мебели и светильников вообще не стали впадать в крайности — светильники, например, нашли винтажные советские. А мебель подобрали разную — и современную в популярном стиле mid century («середины века»), и европейский винтаж, и новые изделия. Многие из них сделаны по эскизам Марии Пилипенко.

Все историческое, что было в квартире, восстановили, новое сделали по образцам. «Работа с квартирами того времени таит много подводных камней. То газовые трубы на самом видном месте, то оказывается, что воспроизвести историческую деталь некому или просто дорого. Такие интерьеры — всегда приключение», — говорит Мария.

Однако когда все составляющие уравнения сходятся, результат получается завораживающим — кажется, что попал в кадр из доброго советского фильма и вот-вот зазвучит песня «Все стало вокруг голубым и зеленым» или возникнет за плечом Фаина Раневская со своим Мулей. Но помимо ностальгии главное достоинство таких «советских» интерьеров то, что они отражают дух места, специфику домов, в которых расположены. А такая вот архитектурная честность и аутентичность — одна из важнейших мировых дизайнерских тенденций. И очень здорово, что соответствовать ей можно, сохраняя и облагораживая свое наследие.

Фото: Сергей Ананьев; стиль: Татьяна Гедике