Квартира «с историей» архитектора Олега Клодта в районе Грузинских улиц
Один из самых частых запросов, которые дизайнеры интерьеров получают от заказчиков — создать квартиру с историей. Пространство, которое с самого начала выглядит «пожившим», уютным и наполнено значимыми предметами, связанными с историей семьи.
Часто дизайнерам приходится такие интерьеры выдумывать — сочинять заказчикам легенду, привязывая купленный в антикварном магазине буфет к воображаемой бабушке. Куда лучше получается, когда у людей и правда есть интересная история и семейные традиции, как это и было в случае с архитектором Олегом Клодтом и его квартирой в центре Москвы.
Олег Клодт — потомок того самого скульптора Клодта, чьи знаменитые кони стоят в Петербурге на Аничковом мосту. Многие поколения Клодтов были художниками — по этому поводу в Русском музее даже прошла выставка «Художественное наследие семьи Клодтов». Олег — успешный архитектор, много лет создающий интерьеры в России и за границей. Работает он в классическом стиле. Создать традиционный интерьер можно и в голой бетонной коробке, но самому Клодту больше нравится старый фонд. Квартиру для своей семьи (у Олега трое почти взрослых детей) он нашел на четвертом этаже в старом доходном доме в районе Грузинских улиц. Критериев выбора было два: высота потолков и обилие окон — их в квартире так много, что даже в ванной комнате аж два. «Для меня это важно — люблю ванные с окнами», — поясняет архитектор.
Предыдущие хозяева, по словам Олега, квартиру изуродовали, и ему пришлось все переделывать — расчищать. «Мне хотелось создать ощущение легкости, воздуха, чтобы ничто не мешало», — говорит Клодт. Поэтому, например, на окнах вместо штор устроены раздвижные ставни: благодаря этому удалось показать арочную форму проемов и не загромождать стены.
Площадь квартиры — 170 кв. м. Планировочно она поделена на две части — приватную, в которой находятся спальни, и открытую, где расположены гостиная с кухней и кабинет. В коридоре на стенах висят графические работы отца Клодта, Евгения — он был художником книги. Гостиная у Клодтов необычная: тут нет дивана, в центре композиции — обеденный стол. Просто в доме нет ни одного телевизора и все общение семьи происходит за столом. Зато в гостиной есть… печка. Маленькую черную буржуйку установили вместо традиционного камина, подсмотрев эту идею в одном ресторане в Итальянских Альпах.
Кухня со сделанным на заказ «островом» расположена в одном торце гостиной, в своеобразной нише. На другом конце протяженной комнаты — проход в кабинет. В кабинете — встроенная мебель по эскизам Клодта и антикварное пианино. «Я придумал этот кабинет с дубовыми шкафами по всем стенам и только потом осознал, что так же выглядело рабочее место моего папы и бабушки в квартире, где я жил в юности, — рассказывает Клодт. — Они оба были художниками книги, сидели рядом и клеили макеты, и столы у них были точно такого же оттенка».
Практически вся мебель в квартире сделана на заказ по эскизам архитектора. Исключение составляют винтажные стулья и несколько предметов антиквариата — буфет в гостиной, секретер в спальне. Он, кстати, стоит в нише «непонятного предназначения»: «Мы обнаружили эти ниши, одну в главной спальне, другую в детской, когда расчищали пространство. Возможно, это холодные шкафы. Зашивать мы их не стали, решили сделать вид, что там были камины», — поясняет Клодт.
Клодты переехали в квартиру незадолго до объявления весеннего локдауна и весь этот период провели здесь, за большим столом в гостиной, общаясь, работая и играя в настольные игры. «Проверку самоизоляцией квартира прошла успешно», — смеется Клодт. Так что первая семейная история в этом интерьере уже случилась, и очевидно, что дальше будет только интереснее: интерьер к этому располагает.
Фото: Михаил Лоскутов