Лаконичность жилого дома «Чайка» выгодно выделяет его на фоне архитектурного многообразия ЗИЛа
Дом «Чайка», спроектированный архитектурным бюро ДНК на ЗИЛе, хорош сам по себе. Но окружение еще больше подчеркивает его достоинства. Северная часть территории бывшего советского автогиганта ЗИЛа (известная как «Зиларт») — самый масштабный архитектурный эксперимент в современной Москве.
Именно архитектурный, с планировкой здесь все достаточно очевидно — это сеть прямолинейных улиц, пересекающихся под прямым углом, как в Нью-Йорке. А вот с архитектурой гораздо интереснее. Чтобы создать разнообразие на 65 га (больше чем в два раза площади Московского Кремля) района, для проектирования домов пригласили самых разных российских и иностранных (прежде всего нидерландских) архитекторов. В мастер-плане района, разработанном бюро «Меганом», были заложены параметры каждого дома, а вот за его архитектуру отвечали конкретные архитекторы.
Для первой очереди их выбирало само бюро «Меганом». На второй несколько архитекторов, занимавшихся первой очередью, получили право также спроектировать один свой участок, а для другого пригласить архитекторов по своему вкусу. Результат получился, скажем так, неоднозначным. Казалось бы, главная проблема новых районов — однообразие — здесь преодолена, но выяснилось, что чрезмерное многообразие тоже не всегда удачное решение. Каждый из этих уважаемых и, безусловно, талантливых архитекторов сделал дом-манифест, многословный и сложный. Вот дом с орнаментами, а вот с шевронами, вот с карнизами в несколько рядов, а вот со сложной пластикой фасада. Все это усугубляется тем, что в отделке фасада используется много кирпича, в том числе и достаточно темного, что визуально утяжеляет их восприятие. Таким домам нужен простор. Он есть на набережной Шагала, широком пешеходном бульваре Весниных и даже на автомобильном проспекте Лихачева.
На фоне невероятного архитектурного многообразия хочется не то чтобы простоты, но лаконичности. И она возникает — это дом «Чайка» от бюро ДНК на пересечении улиц Татлина и Архитектора Голосова. Куратором этого участка был Сергей Скуратов, он выбрал два архитектурных бюро — «Студию Уткина» и ДНК. Обе мастерские объединяет то, что они делают не так много проектов, но каждый из них создается с максимальной тщательностью.
Илья Уткин — «бумажник», который работает с классическим наследием. Проекты архитектурной группы ДНК, основанной в 2001 году Даниилом Лоренцом, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым, невозможно отнести к какой-либо стилистике. В каждом своем проекте они ищут самый интересный ответ.
«Чайка» — это светлая элегантная 16-этажная башня. Статичность здесь преодолевается с помощью двух приемов. Первый — складчатый, будто гофрированный из бумаги фасад, на самом деле это популярный нынче фибробетон с диагональным рельефом. Собственно, по словам самих архитекторов, «стилизованная галочка — угол излома фасада — означает чайку из-за сходства с силуэтом расправленных крыльев». Правда, начиная с 6-го этажа фасад уже просто оштукатурен — это результат вечного желания почти любого российского застройщика сэкономить там, где не следует этого делать. Но это пошло проекту только на пользу — словно с 6-го этажа дом обнажается и становится еще легче. Ну и, конечно, светлый цвет не просто придает легкости дому, но и отражает свет, благодаря чему возникает его игра на гранях.
Второй прием — «оживляющий» фасад, разное расположение окон на четных и нечетных этажах. Здесь опять же случилось упрощение — окна должны были быть разные: чем больше, тем выше расположены. Но и это упрощение опять же пошло на пользу.
Оба приема соединяются в стеклянных углах башни, декоративный ход здесь соединен с вполне функциональным решением — отсюда открывается вид на Москву-реку. В целом дом по-современному интерпретирует образ послевоенного модернизма. Это его не жесткая, функционалистская версия, а предельно романтизированная, вполне созвучная имени «Чайка».
Фото: Максим Мухин