Дом «Чайка», спроектированный архитектурным бюро ДНК на ЗИЛе, хорош сам по себе. Но окружение еще больше подчеркивает его достоинства. Северная часть территории бывшего советского автогиганта ЗИЛа (известная как «Зиларт») — самый масштабный архитектурный эксперимент в современной Москве.
Именно архитектурный, с планировкой здесь все достаточно очевидно — это сеть прямолинейных улиц, пересекающихся под прямым углом, как в Нью-Йорке. А вот с архитектурой гораздо интереснее. Чтобы создать разнообразие на 65 га (больше чем в два раза площади Московского Кремля) района, для проектирования домов пригласили самых разных российских и иностранных (прежде всего нидерландских) архитекторов. В мастер-плане района, разработанном бюро «Меганом», были заложены параметры каждого дома, а вот за его архитектуру отвечали конкретные архитекторы.
Для первой очереди их выбирало само бюро «Меганом». На второй несколько архитекторов, занимавшихся первой очередью, получили право также спроектировать один свой участок, а для другого пригласить архитекторов по своему вкусу. Результат получился, скажем так, неоднозначным. Казалось бы, главная проблема новых районов — однообразие — здесь преодолена, но выяснилось, что чрезмерное многообразие тоже не всегда удачное решение. Каждый из этих уважаемых и, безусловно, талантливых архитекторов сделал дом-манифест, многословный и сложный. Вот дом с орнаментами, а вот с шевронами, вот с карнизами в несколько рядов, а вот со сложной пластикой фасада. Все это усугубляется тем, что в отделке фасада используется много кирпича, в том числе и достаточно темного, что визуально утяжеляет их восприятие. Таким домам нужен простор. Он есть на набережной Шагала, широком пешеходном бульваре Весниных и даже на автомобильном проспекте Лихачева.
На фоне невероятного архитектурного многообразия хочется не то чтобы простоты, но лаконичности. И она возникает — это дом «Чайка» от бюро ДНК на пересечении улиц Татлина и Архитектора Голосова. Куратором этого участка был Сергей Скуратов, он выбрал два архитектурных бюро — «Студию Уткина» и ДНК. Обе мастерские объединяет то, что они делают не так много проектов, но каждый из них создается с максимальной тщательностью.
Илья Уткин — «бумажник», который работает с классическим наследием. Проекты архитектурной группы ДНК, основанной в 2001 году Даниилом Лоренцом, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым, невозможно отнести к какой-либо стилистике. В каждом своем проекте они ищут самый интересный ответ.
«Чайка» — это светлая элегантная 16-этажная башня. Статичность здесь преодолевается с помощью двух приемов. Первый — складчатый, будто гофрированный из бумаги фасад, на самом деле это популярный нынче фибробетон с диагональным рельефом. Собственно, по словам самих архитекторов, «стилизованная галочка — угол излома фасада — означает чайку из-за сходства с силуэтом расправленных крыльев». Правда, начиная с 6-го этажа фасад уже просто оштукатурен — это результат вечного желания почти любого российского застройщика сэкономить там, где не следует этого делать. Но это пошло проекту только на пользу — словно с 6-го этажа дом обнажается и становится еще легче. Ну и, конечно, светлый цвет не просто придает легкости дому, но и отражает свет, благодаря чему возникает его игра на гранях.
Второй прием — «оживляющий» фасад, разное расположение окон на четных и нечетных этажах. Здесь опять же случилось упрощение — окна должны были быть разные: чем больше, тем выше расположены. Но и это упрощение опять же пошло на пользу.
Оба приема соединяются в стеклянных углах башни, декоративный ход здесь соединен с вполне функциональным решением — отсюда открывается вид на Москву-реку. В целом дом по-современному интерпретирует образ послевоенного модернизма. Это его не жесткая, функционалистская версия, а предельно романтизированная, вполне созвучная имени «Чайка».
Фото: Максим Мухин