С 28 октября до 7 ноября (пока не продлили, но все к этому идет) в Москве не работают кафе, рестораны, салоны красоты, бани, сауны, фитнес-клубы, бассейны, химчистки, прачечные, кинотеатры, цирки, непродовольственные магазины, концертные залы и библиотеки. Зато работают музеи, театры и зоопарк. «Москвич Mag» поговорил с представителями разных индустрий, от владельца магазина винтажных вещей до рестораторов.
Больше всего повезло театрам: они работают по QR-кодам. Как все организовано во МХАТе им. М. Горького, рассказала пресс-секретарь театра Виктория Мусина-Пушкина: «У нас вся система заработала не с 28, а с 30 октября (мы федеральный театр, Минкульт нас перевел на новые правила). Двери театра открываем раньше, в 17.45, чтобы не было очередей и не задерживать начало спектаклей. Все спектакли большой, малой и третьей сцен идут согласно размещенной на нашем сайте афише. Понимаем, что не у всех зрителей есть QR-код, поэтому мы возвращаем полную стоимость билетов тем, кто не успел оформить код, до времени проведения спектакля. Но при условии, что билеты были куплены до 26.10.2021».
Даже те сферы, которые закрыли полностью, оказались готовы к такому повороту. По крайней мере так говорят. Владелец магазина винтажных вещей «Свалка» Роман Дмитриенко спасается, запуская онлайн-платформу.
«К сожалению, ограничения распространились и на розницу. Мы стали форсированно запускать онлайн-маркетплейс. Человек делает заказ и может посетить офлайн-магазин, чтобы его забрать. Также мы начали продажи через блогеров. И прямые эфиры с продажей вещей в виде иммерсивного шоу. В эти дни мы работаем только по предварительной записи для людей, оформивших онлайн-заказ. Во время предыдущего локдауна у нас были арендные каникулы, а сейчас их нет. Но тогда мы действовали в большей неопределенности и разработали подобные механики только к концу ограничений. В этот раз мы настроены более оптимистично и рассчитываем, что этот локдаун не продлится больше двух-трех недель», — надеется Роман. О том, что все откроется 8 ноября, как будто никто и не думает.
Некоторые и вовсе плевать хотели на правила и продолжили работу: «Бар, которого нет», Old Town Bar и Punk Fiction устраивали дискотеки и шоу, магазины «Все для ремонта» и «Смешные цены» оставались открытыми, покупателей обслуживали некоторые косметические сети, пишут «Ведомости». Их ждут штрафы или приостановка деятельности в зависимости от того, установят ли причинение вреда здоровью.
Но больше всего переживают рестораторы. Хотя власти уверены, что «разрешили им работать» (только на доставку и навынос), сами они уверяют, что это не помогает.
Хатуна Колбая, совладелица Speelo Group (Saperavi Cafe, закусочные «Вай Мэ!», Sos.Cafe), говорит, что ей сложно описать свое отношение к происходящему без выражений.
«Во-первых, локдауна вроде как нет, а есть “уникальные” нерабочие дни с сохранением заработной платы за счет работодателя. Найти аналоги такого локдауна в других странах невозможно.
Во-вторых, ограничения, которые введены в эти нерабочие дни, подняли спрос на путевки в Турцию на 85% и заставили россиян скупить номера в самых дорогих отелях Египта. Россияне будут вносить свою лепту в развитие экономик этих стран, а по возвращении вносить свою лепту в ухудшение эпидемиологической обстановки на родине.
В-третьих, экономика Российской Федерации находится в не самом выгодном положении, поэтому в нерабочие дни зарплату платит работодатель, и ждать компенсаций работодателям, работникам, пенсионерам, несовершеннолетним, родителям-одиночкам, людям с ограниченными возможностями, видимо, не стоит. Их не будет.
В-четвертых, почему ограничили людей, которые имеют QR-коды? Это остается самой большой загадкой! Почему люди, которые способствуют коллективному иммунитету, не должны иметь возможности ходить в кинотеатры, спортклубы, салоны красоты, кафе? Почему лично я, имея QR-код, не могу сходить к парикмахеру или косметологу, которые также имеют QR-коды? И это все на фоне работающего общественного транспорта, в котором отсутствуют рециркуляторы воздуха и соблюдение дистанции, открытых воздушных границ со странами, относящимися к красной ковидной зоне», — возмущается Колбая, добавляя, что каждый из ее сотрудников носит значки со своим QR-кодом, чтобы посетители при желании могли проверить.
Она рассказывает, что три ее кафе из восьми работают навынос и доставку: заказать доставку можно на сайтах кафе или через агрегаторы, которые, правда, берут комиссию от 30% и выше от суммы заказа. Работа в таком формате не приносит прибыли: доходы не покрывают расходов, но работать они все равно продолжат. «Работаем, чтобы нас не забыли», — объясняет ресторатор.
Важной чертой этого локдауна стало то, что кафе и рестораны больше не единственный источник готовой еды: открылось много кулинарий и дарк-китченов, отчего количество заказов на доставку у кафе и ресторанов падает.
При этом есть среди рестораторов и те, кто спокойно и даже философски относится к ситуации. Владелец Hurma Management («Дорогая, я перезвоню», Take it easy darling, Meat Puppets) Дмитрий Левицкий говорит, что оценивать ограничения он не может по той простой причине, что он не врач.
«Я же не эпидемиолог, я не знаю, хорошие это ограничения или нет. Их надо оценивать с точки зрения, принесут они результат или не принесут. Надеюсь, что они приведут к желаемому результату, и та волна, которая захлестывает Москву, действительно будет сбита вот этим полулокдауном. Наши заведения сейчас никак не работают — закрыты. Пара из них работает на доставку. Этот локдаун ничем не отличается от предыдущего, все одно и то же. Мне кажется, все по большей части на стадии принятия и понимания ситуации, что ресторанная отрасль при любой волне закрывается первой. И уже сейчас власти (и не только наши) говорят, что будет еще волна, а потом еще. И мы все прекрасно понимаем, что будут QR-коды либо нас будут закрывать, но, с другой стороны, уже полтора года как мы с этим живем и уже можно понимать, как с этим справиться», — считает Левицкий.
Впрочем, есть сфера, которая пострадала еще больше — это индустрия кино. Кинотеатрам нельзя работать вообще: ни по кодам, ни по записи. Продюсер и глава маркетинговой компании Inside Promotion Татьяна Мищенко смотрит на происходящее без оптимизма: «Мы занимаемся продвижением кинопроектов, и так как многие из них были перенесены, промокампании были или отменены вовсе, либо их бюджеты были сведены до минимума. Страшен и локдаун, и его последствия — никто не отменяет психологический фактор и страх возвращения в кинотеатры. Если локдаун продлят, многие из наших проектов окажутся под угрозой переноса. В работе сейчас венгерский фильм “Естественный свет”, который должен выйти 11 ноября, и мы пока не понимаем, состоится релиз или нет. Была перенесена, а может, и отменена, тоже пока не понятно, офлайн-премьера веб-сериала “Ничего страшного”. В сети он будет с 11 ноября, конечно, но офлайн-активности срезались. Самая масштабная елка страны в “Крокусе” тоже не в выгодной ситуации — мы регулярно получаем новые вводные и вносим коррективы в промоплан, теряя объемы публикаций и освещения. Мы даже близко не подошли к тому, чтобы восстановиться после прошлого раза, а с постоянным введением ограничений приблизимся к допандемийному самочувствию не скоро».
Сложность с кинопрокатом еще и в том, что большая часть западных стран уже вышла из локдауна, зрители вернулись в кинотеатры, и, судя по хорошим сборам блокбастеров этой осени («Веном 2», «Не время умирать», «Дюна», «Хэллоуин убивает», эти фильмы хорошо прошли и в России), во всем мире кинопрокат восстанавливается. Кроме нашего. Пока в других странах в кинотеатрах показывают свежие фильмы «Последняя дуэль» и «Вечные», в России эти премьеры, намеченные на время локдауна, перенесены на следующие недели, а если ограничения продлятся, будут переноситься на еще более поздний срок. Это колоссальные убытки.
При этом то и дело появляются новости о том, что глава Роспотребнадзора Анна Попова считает, что для стабилизации ситуации в стране нужно время, «не меньше одной инкубации». То есть одной нерабочей недели может оказаться недостаточно. Таким образом нас, кажется, готовят к продлению локдауна.
Фото: Global Look Press