Лучшее, что построено в Москве в 2022 году
Архитектура вещь довольно инертная. Объекты, открытые в этом году, начали проектироваться как минимум несколько лет назад. Но жилье сливается в некую единую массу: один проект практически невозможно отличить от другого, при том что средний уровень за последние годы сильно вырос. Офисы и торговые центры трудно отнести к образцам хорошей архитектуры, поэтому в итоге в список лучших московских зданий года попали десять общественных зданий, сооружений и пространств.
Третьяковская галерея на Кадашевской набережной (СПИЧ и Tchoban Voss Architekten)
При взгляде на новое здание на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной сразу понятно — это Третьяковская галерея. Кажется, что прямолинейнее высказывания быть не может: весь фасад заполнен окнами-рамами, в которых размещены работы (то есть их изображения) из собрания музея. Вот на тебя взирает хрестоматийная «Неизвестная» Крамского, а вот взгляд выхватывает любимого в народе Айвазовского с его «Радугой».
Здание спроектировали еще в начале 2000-х, но фасады, созданные в эпоху тогдашнего мэра Юрия Лужкова, были признаны морально устаревшими. Поэтому в 2013 году провели конкурс на новое решение фасадов, которое выиграло бюро СПИЧ. И вот спустя почти 10 лет новое здание Третьяковки наконец достроили, хотя еще и не открыли. Конечно, у этого решения много слоев. Это и сочетание красных и белых поверхностей фасадов, характерное для зданий Третьяковки в Лаврушинском. И отсылка к популярной в прошлом шпалерной развеске, когда картины заполоняли собой всю поверхность стены. Но это еще и ассоциации с торговыми центрами, где каждый сантиметр фасада завешен названиями брендов. Кстати, между музеями и вообще культурными институциями и торгово-развлекательными центрами общего гораздо больше, чем кажется. И те и другие продают в прямом и переносном смысле впечатления.
Павильон Некрасовки в парке «Кузьминки» (бюро «Хора»)
По типологии — пункт книговыдачи городской библиотеки им. Некрасова, по стилистике — современная дача, по смыслу — пространство для уединения и покоя. Драматургия этого небольшого павильона разыграна великолепно. Всего 500 книг, полки с ними видны с улицы и из любой точки внутри павильона. В отделке дерево дополнено металлом, естественные природные цвета — контрастными синим и желтым.
Дворец единоборств (UNK project)
Лужники сегодня переживают новый строительный бум — третий со времен открытия комплекса в 1956-м и подготовки к Олимпиаде 1980-го. Новое здание — Дворец единоборств, он же центр бокса и самбо. На самом деле это два независимо функционирующих объекта под одной крышей. Здание пытается, с одной стороны, ответить на окружение, с другой — быть самодостаточным и узнаваемым. Здесь и дань характерной для Лужников светлой облицовке, и нейтральный фасад со стороны Третьего транспортного кольца, вдоль которого расположен центр. Главная фишка здания — обращенность к городу, прозрачное остекление в сочетании с зеркальными плоскостями позволяет наблюдать за тренировками и соревнованиями с улицы.
«Окружная» (архитектурное бюро Тимура Башкаева + «Моспромпроект» + «Инициатива Инжпроект»)
В 2022-м впервые за долгие годы в Москве не открыли новых станций метро — последний раз такое было в 2004-м. Зато собрали воедино элементы главного транспортно-пересадочного узла севера Москвы — «Окружной». Станции метро, МЦК и МЦД, между которыми до этого приходилось переходить по улице, соединили системой крытых переходов. Самое удивительное — это ощущение того, что разные части узла создавались в разные эпохи, хотя он начал формироваться всего несколько лет назад. Есть часть, похожая на какую-то реконструкцию примерно двадцатилетней давности, сделанная в жанре «я его слепила из того, что было». А есть северный вестибюль метро и северный терминал станции МЦД, открытые в этом году. Терминал — это развитие белоснежной темы станций МЦК и ТПУ «Нижегородская». Здесь он выходит на новый уровень — больше свободы в форме: вот мелькнет скошенный портал, а здесь взгляд упирается в овальный потолок. Появилось и больше декоративных элементов, например бумажные самолетики над головой или алмазный руст на фасаде. Да и система освещения стала более разнообразной. В интерьере появился и цвет — золотистые поверхности, хотя на самом деле это цвет физалис. В системе навигации МЦД линии принято обозначать цветами растений и их плодов, так, D2 — это ярко-розовый цвет фуксии.
Зоопарк («ПТАМ Виссарионова»)
Два важных объекта в зоопарке, созданных не для комфорта животных, а для удобства людей. Зоопарк, расположенный в самом центре города, перегружен, расти ему просто некуда — он со всех сторон зажат застройкой, поэтому единственный выход — его постоянная реконструкция. И если 20 лет назад при большой лужковской реконструкции использовалась стилистика сказочности, то сегодня выбран современный язык. Пешеходный мост между старой и новой территориями, построенный в 1990-е, значительно расширили — с четырех до девяти метров, добавили пандусы и лифт. Но, главное, мост кардинально поменял облик. Теперь над Большой Грузинской улицей возвышается гигантская белоснежная металлоконструкция: то ли волна, то ли скелет древнего животного, то ли кокошник. То ли оммаж Сантьяго Калатраве — испанскому архитектору, работающему в такой стилистике. Менее заметное сооружение, но не менее важное — новый вход в зоопарк, который буквально втиснули рядом с павильоном метро «Баррикадная». Облик павильона предельно лаконичен, он построен на сочетании бетонных поверхностей и стальных элементов, внутри из-за перепада рельефа сделан траволатор.
Площадь Туве Янссон (проектное бюро ГК «А101»)
Самый распространенный формат площади в Москве — это транспортный перекресток. Поэтому появление настоящей площади, то есть осмысленного и организованного городского пространства, да еще и в Новой Москве, действительно событие. По планировке площадь Туве Янссон в ЖК «Скандинавия» — это пауза в застройке, а не просто перекресток, по смыслу — место встречи людей. Поэтому площадь отдана прежде всего пешеходам. Оставили современные беседки-сферы, сохранили росшие здесь дубы, проложили дорожки. Белоснежное двухэтажное здание — центр городских впечатлений, здесь набор функций, от магазинов до пространства для мастер-классов. Главная аттракция площади — скульптуры писательницы Туве Янссон с Муми-троллем и других героев ее книг. Их авторы — Кирилл и Денис Бобылевы и Владимир Трулов.
Центр «Зотов» (СПИЧ)
Хотя редевелопментом зданий под культурные институции Москву не удивишь, создание на Пресненском Валу культурно-просветительского центра «Зотов», посвященного конструктивизму — особый случай. Историческое здание кольцевого хлебозавода-автомата системы инженера Георгия Марсакова, построенное в 1929–1931 годах, снаружи отреставрировали. Внутри же сохранили все, что можно было сохранить. Это очень деликатная реконструкция, когда кажется, будто ничего особо и не сделали — что-то почистили, стены покрасили, плитку отмыли, не более того. Одна эпоха наслаивается на другую — здесь видна оригинальная кирпичная кладка, рядом более поздняя плитка, а вот и рисунок девушки-хлебопекаря. Главный элемент очень тактичной интервенции — металлические решетки разного цвета, он повторяется в разных помещениях. На первом этаже в общественном пространстве «Форум» — это кортен-сталь, эффектно дополняющая очищенный кирпич и бетонные заплатки. На втором и третьем этажах — решетки, выкрашенные, как и сами залы, в универсальный белый цвет. Тема решеток поддерживается и ограждением лифтовой шахты и лестниц, здесь она черного цвета. Качество и осмысленность реконструкции смело ставит «Зотов» в один ряд с музеем «Гараж» и Домом культуры «ГЭС-2».
«МТС Life Арена» («Миран-проект»)
Есть такие здания, основа которых точно выверенная технология. Это, например, стадионы, аэропорты, концертные площадки. Часто в таких проектах от архитекторов прежде всего требуется создать эффектную оболочку. Многофункциональный зрелищный центр «МТС Life Арена» на Минском шоссе в районе Сколково, рассчитанный на 11 тыс. человек, как раз такой случай. Оболочка, как сообщает пояснительная записка, «уникальные фасады в виде “застывшей” акробатической ленты». По смыслу «МТС Life Арена» отчасти замена снесенному «Олимпийскому», то есть здесь можно проводить концертные, спортивные и развлекательные мероприятия.
Сквер у метро «Кунцевская» БКЛ (AI Architects)
Станция «Кунцевская» Большой кольцевой линии — редкий случай, когда и непосредственно «метрошная» часть, и благоустройство сделаны по проекту одних архитекторов. Тему, придуманную для станции, архитекторы прихватили наверху. Входные павильоны так же облицованы материалом под терраццо, а безнадежную зону вдоль шумного Рублевского шоссе превратили в небольшой парк. Остроумнее всего решена главная проблема современных станций метро — наличие огромного количества вентиляционных киосков на поверхности. Их заключили в цилиндрические формы, повторяющие форму светильников на станции. Радиусная форма поддержана и в изгибах бордюров, ограждающих газоны. От Рублевского шоссе сквер отгородили холмами, на которых высажены деревья. Из любимых элементов московского благоустройства здесь присутствует амфитеатр.
Защитные экраны Московского скоростного диаметра (архитектурное бюро Тимура Башкаева + «Мосинжпроект»)
Часть Московского скоростного диаметра проходит через парк «Лосиный Остров», поэтому вдоль трассы поставили защитные экраны. Они отделяют природный массив от магистрали и представляют собой нечто среднее между гигантской плетеной изгородью и накатывающей волной. Конструкция заполнена матовыми и прозрачными ромбами из поликарбоната беспроигрышного бирюзового цвета. Дизайн элементов для автомагистралей не новинка для Москвы — в 1960-е годы их разрабатывали для МКАД, а в 2000-е — для Третьего кольца. Как и те сооружения, экраны на хордах вполне
созвучны времени, это параметрическая архитектура. Параметрика с необычными, изгибающимися и извивающимися формами — это своеобразный мейнстрим современной высокотехнологичной архитектуры. А эстетизировать сугубо функциональные сооружения вполне в московской традиции — вспомните хотя бы станции метро.
Фото: shutterstock.com, Андрей Орехов/xopapraxis.com, unkproject.com, Арсений Россихин/ai architects, pamvissarionov.ru, Дмитрий Чебаненко/speech.su, moskva.mts.ru, Москомархитектура, АГН «Москва»