Мария Ганиянц

«Многим проще оплатить штраф за отсутствие пандуса» — эксперт по доступной среде Надежда Чередниченко

9 мин. на чтение

В России порядка 11 млн человек с инвалидностью, из них в Москве живут около 1 млн, еще десятки тысяч регулярно приезжают на лечение, консультации и подбор оборудования и колясок. Генеральный директор и соучредитель компании «Доступная страна» Надежда Чередниченко рассказала «Москвич Mag» о том, чего на самом деле хотят люди с инвалидностью и сколько стоит оборудовать квартиру для людей с особыми потребностями.

Что такое доступная среда?

Комфортное пространство для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Все люди разные, многие нуждаются в особых условиях: есть люди с инвалидностью, пожилые люди, мамы с детскими колясками. Доступная среда предусматривает создание комфортного пространства для всех.

При создании доступной среды на стадии проектирования помимо нормативных документов руководствуются еще и принципом универсального дизайна. Суть его не в адаптации пространства, например добавить пандус к лестнице у подъезда, а в том, что изначально пространство должно проектироваться и продумываться таким образом, чтобы быть удобным для всех. Тот же вход в подъезд в новостройках Москвы и регионов сейчас чаще всего проектируют на уровне земли.

А когда архитекторы стали задумываться, что жилье и среда должны быть удобными для инвалидов и маломобильных? Явно, что Вторая мировая не сильно на это повлияла — в 1950–1960-е годы был самый расцвет пятиэтажек без лифта.

В целом процесс создания доступной среды для людей с инвалидностью небыстрый. Скажем, тактильное покрытие, которое позволяет слабовидящим и незрячим безопасно передвигаться по пешеходным переходам и на перронах метро и железнодорожных станций, внедрили в Японии уже в 1967 году. До Великобритании, Австралии и США эта практика дошла лишь в начале 1990-х годов. Россия начала масштабно вводить эти решения с 2012 года.

Сегодня в России действует государственная программа «Доступная среда». Одним из важнейших документов в части обеспечения прав людей с инвалидностью является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». На практике это означает, что все создаваемые объекты, такие как, например, школы или поликлиники, не будут согласованы и, как следствие, не могут быть построены и сданы, если они не соответствуют принципам доступности и положениям нормативов.

А как эта доступность проверяется? Очевидно, что на бумаге может быть одно, а пандус в подземном переходе оказывается под таким углом, что даже с детской коляской по нему спуститься опасно для жизни, не говоря уж об инвалидном кресле. Неужели проверяющие, инспекторы или чиновники сами садятся в инвалидное кресло и все тестируют?

Наверное, хорошо было бы, если бы так и делали. В действительности примерно так это и должно происходить, тот же 181-й Федеральный закон, ст. 33, говорит о том, что принятие решений, затрагивающих интересы инвалидов, должно происходить с привлечением полномочных представителей общественных объединений инвалидов.

Если такая ситуация, как вы описали, произошла, закралась ошибка на этапе проектирования и для людей с инвалидностью был реализован пандус, не соответствующий нормам, такое решение можно принять, согласовав с общественной организацией инвалидов.

Может, гораздо эффективнее сделать так, чтобы человеку с инвалидностью вообще не нужно было никуда ходить за справками и направлениями, а все сделать дистанционно.

Однако в целом за чуть более чем 10 лет существования программы мы уже видим огромный прогресс. Нынешняя задача — обеспечить доступность 73% всей приоритетной инфраструктуры для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. На этом этапе, как мне кажется, все больше внимания будет уделяться не только и не столько адаптации объектов, сколько будет смещен фокус на самого человека, его потребности, создание и обеспечение доступности услуг реабилитации. Например, может быть гораздо эффективнее сделать так, чтобы человеку с инвалидностью вообще не нужно было никуда ходить за справками, направлениями или оплатами, а все сделать дистанционно. Раньше человек с инвалидностью мог купить льготный билет только в кассе на вокзале, предъявив документ, подтверждающий инвалидность. Сейчас все организовано таким образом, что верификация документа проходит в режиме реального времени в момент покупки, что позволяет человеку купить билет дистанционно.

Но не все же на госуслугах и доставке еды завязано. Люди хотят в парк пойти погулять, в театр сходить, в кино.

Адаптацию объектов будут продолжать. Недавно был проведен опрос людей с инвалидностью на предмет того, какие объекты, здания, учреждения являются приоритетными для них самих, куда им важно ходить и, соответственно, нужно иметь доступ. В числе самых значимых были выделены возможность комфортного и безопасного выхода из подъезда, удобство перемещения внутри квартиры (проемы, пороги, санузел, кухня, розетки и т. д.), а также возможность добраться до ближайшего магазина, не преодолевая препятствий, и чтобы в магазине двери были удобные и была альтернатива ступенькам.

Конечно, большой пласт коммерческих магазинов и аптек пока еще не готов обеспечивать равный доступ всем клиентам. Нередко мы слышим мнения о том, что проще не очень большой штраф заплатить за отсутствие пандуса (30 тыс. рублей). Но на примере крупных торговых сетей мы уже видим тренд, что владельцы частных заведений уделяют внимание созданию доступной среды — адаптируют пространства, берут людей с инвалидностью на работу, обучают персонал этике коммуникаций. Известно, что если человеку с инвалидностью откажут в предоставлении услуги и он обратится в Роспотребнадзор, то, согласно ст. 14.8 ч. 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен серьезный штраф — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Перед владельцем маленькой аптеки или булочной уже не будет стоять вопрос, делать пандус или нет, будет очевидно, что сделать обойдется дешевле. Ну а магазины и коммерческие центры, которые сейчас находятся на этапе строительства, просто не получится сдать, если они не будут отвечать требованиям доступной среды.

Сейчас много делается в сфере проектирования маршрутов (улиц, переходов, зеленых зон) с позиции доступной среды, все моменты проходят несколько согласований и проверяются на разных этапах проектирования задолго до реализации.

А какие есть варианты адаптации старого фонда жилых зданий для нужд маломобильного населения?

Вот с этим сложнее. Одно дело сразу спроектировать правильно, а другое — адаптировать уже построенное здание. Наша компания как раз и занимается оснащением помещений специальным оборудованием и созданием доступной инфраструктуры, по сути адаптацией.

Если речь идет о комплексе больницы, то нужна еще и понятная навигация, чтобы не теряться между десятком корпусов. В школах, кстати, основной парадный вход обычно со ступенями, а боковые или черновые входы — на нулевой отметке и их легче адаптировать для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Речь идет не только о тех, кто использует кресла-коляски, но и тех, кто передвигается с тростями и костылями — для них скользкие или сколотые ступени отдельная боль. А в туалетах, например, важен не только размер дверного проема — от того, какой стоит унитаз и на каком расстоянии находятся поручни, зависит, сможет ли человек на коляске воспользоваться туалетом.

Мы рекомендуем госучреждениям использовать специальные памятки, как действовать, если человеку с инвалидностью услуга недоступна в силу неприспособленности здания.

Для комфорта незрячих и слабовидящих размещаемая на объекте информация дублируется в звуковой и тактильной форме. Доступными средствами информирования должны быть отмечены и входная группа, и пространства внутри любого здания, чтобы человек мог сориентироваться. Однако, с точки зрения незрячих и слабовидящих людей, доступная среда в здании — это не только наличие направляющих, на которые удобно ориентироваться человеку с тростью, предупреждающих указателей и элементов покрытия с измененной фактурой, это еще проинструктированный и обученный этике коммуникаций с людьми с инвалидностью персонал. Именно обученный сотрудник сможет куда более эффективно помочь незрячему сориентироваться в здании, чем какие-либо специальные таблички. Создание регламентов по взаимодействию сотрудников с людьми с инвалидностью необходимо, разумеется, не только в отношении незрячих, это касается абсолютно всех нозологий, у каждой группы свои потребности и особенности.

Мы рекомендуем госучреждениям внедрять в работу регламенты и специальные памятки, как действовать, если человек с инвалидностью обратился, а услуга недоступна в силу неприспособленности здания. А то бывают такие случаи: в санаторий приехала мама с ребенком, ребенок с ДЦП и на коляске. Массаж там делают только на втором этаже, лифта нет. В такой ситуации сотрудники должны либо организовать безопасный подъем коляски на второй этаж, либо спустить вниз массажный стол, либо полностью пересмотреть расположение кабинетов и перенести массажный кабинет на первый этаж.

Обсуждается ли на конференциях и форумах по доступной среде, что в страну сейчас возвращаются из зоны боевых действий тысячи инвалидов? По официальным данным, больше чем у половины инвалидов фронта ампутированы нижние конечности.

Сейчас тема заботы о людях с инвалидностью находится в фокусе внимания государства, по всей стране работают центры поддержки участников боевых действий, и одна из их задач помимо услуг реабилитации — обучать людей, как пользоваться инфраструктурой, общественным транспортом. В этих центрах есть тренировочные модули жилых пространств, модули автобусов, чтобы можно было потренироваться заехать в транспорт на кресле-коляске.

Есть ли какие-нибудь инновационные разработки, которые реально облегчают жизнь людей с инвалидностью? 

Сейчас активно разрабатываются устройства для незрячих, помогающие в ориентации в пространстве и восприятии окружающей среды. Для них же создаются звуковые устройства и приложения, которые легко устанавливаются на смартфон. Незрячему или слабовидящему очень важно, чтобы все дублировалось голосом, и благодаря таким приложениям он с телефоном в руке и включенной камерой получает помощника, который ему описывает все вокруг, в том числе расстояние до предметов.

Для людей с ограниченной подвижностью сейчас идет огромное движение в сторону разработок различных вариантов экзоскелета.

И еще один тренд — адаптация квартир под особые нужды. Разрабатываются решения, которые не только ложатся в основу проектов будущих зданий, но и делают комфортнее уже имеющийся жилой фонд. Эти планировочные решения направлены на комфорт перемещения как внутри квартиры, так и за ее пределами. Речь не только о расширении дверных проемов, но и перепланировке санузлов, реализации беспороговых душевых, чтобы можно было на коляске заехать и пересесть на специальный стул, о переносе розеток по всей квартире на удобную высоту (обычно они располагаются внизу над плинтусом, что неудобно для маломобильных людей), об изменении высоты ручек на дверях и окнах, о размещении шкафов на определенной высоте и т. д. Кстати, в домах, построенных в рамках программы реновации в Москве, уже есть такие квартиры для людей с инвалидностью. Они очень грамотно спроектированы — там предусмотрен объединенный санузел, где уже установлен специальный подъемник, перемещающий человека с кресла-коляски на унитаз или в душ, поручни и т. д. Если говорить отдельно про санузлы, то многие их переделывают для своих пожилых родственников. Для людей в возрасте ставят специальные высокие унитазы — они гораздо удобнее в ситуациях, когда у человека снижен мышечный тонус и нарушена подвижность суставов.

Какие в Москве есть удобные маршруты для колясочников, доступные даже зимой?

Я искренне считаю, что Москва — самый удобный с точки зрения сервиса город мира. Чего только стоит проект «Новый московский стандарт поликлиник», в рамках которого грамотно проектируются и адаптируются не только здание и санузлы, но и прилегающая территория.

Ландшафт не является препятствием для создания доступной среды.

Если говорить про маршруты, то один из моих любимых — парк «Яуза» в районе метро «Свиблово» и «Бабушкинской», который не так давно был реконструирован и в том числе адаптирован под безбарьерную среду. Парк «Яуза» сейчас считается чуть ли не самым протяженным парком в Европе, и это, безусловно, один из самых комфортных парков в Москве. По моему мнению, это хороший пример того, как надо адаптировать городскую среду с учетом принципов универсального дизайна. Парк находится в низинке, одна из особенностей ландшафта — большой перепад высоты. В нескольких местах спуска в парк установлены длинные, с небольшим и безопасным уклоном пандусы, и я часто наблюдаю, как парк посещают люди, использующие кресло-коляску, и делают это без каких-то видимых усилий. Во всем парке и дорожки, и общественные санузлы, и даже кафе — все адаптировано для людей с инвалидностью. И так и должно быть.

Я с маленькими детьми, один из которых еще в коляске, много путешествовала по Швейцарии, так там любая достопримечательность — парк, ущелье или смотровая площадка в горах — все устроено так, что можно преодолеть на коляске, детской или инвалидной. Если куда-то нельзя провести лифт или пандус, ездит специальный транспорт. Гиды заранее узнают, сколько будет колясок и понадобится ли помощь. И подъемники, которые поднимают людей в горы, приходят на станцию ровно в уровень с полом, чтобы удобно было заехать с коляской, и если где-то есть перепад высоты, то он задублирован либо лифтом, либо съездом. А любая пешеходная дорожка такой комфортной ширины, что можно проехать на коляске. И это многокилометровые перегоны. Так что ландшафт не является препятствием для создания доступной среды.

А снегопад?

Я сейчас как раз работаю над книгой про доступную среду и рассматривала там возможные сложности, вызванные погодными условиями, и то, как можно попытаться их минимизировать. Еще на этапе проектирования, например, можно сделать так, чтобы осадки с крыши не попадали прямо на пандус. Ведь часто бывает так, что снег с крыши съезжает аккурат на пандус или дождевая вода льется прямо туда, делая съезд скользким, как каток. А если уж крыша так спроектирована, то проще переиграть покрытие пандуса и сделать конструкцию из решетчатого настила, пропускающего через себя и не задерживающего осадки. Но прочувствовать все потребности людей с инвалидностью и продумать все возможные удобные для них сценарии для проектировщиков объективно сложно. Именно поэтому хорошо, если часть проекта, касающуюся инвалидов, проверяют соответствующие специализированные организации или их представители.

В целом решить вопросы адаптации и устранения как физических, так и организационных барьеров в рамках одного учреждения — решаемая задача. Сложности могут возникать на стыке сфер ответственности. Например, образовательное учреждение может не иметь своей парковки, однако там обучаются студенты с инвалидностью. Чтобы организовать парковочное место, институту необходимо договориться с администрацией города или другим собственником земли. Не всегда такие договоренности случаются быстро и гладко. Я думаю, что тут важно, чтобы все участники процесса понимали, зачем они это делают.

Сколько стоит переделать в госучреждении туалет, чтобы им могли пользоваться люди с инвалидностью, или поставить пандус? 

Санузел без проектирования и отделочных материалов, только само оборудование — до 100 тыс. рублей. У пандуса цена зависит от его высоты и длины, примерно от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Кстати, раньше, чтобы сделать пандус в жилом доме, нужно было обежать всех соседей по подъезду и собрать подписи. Сейчас достаточно одного заявления, что тебе нужен пандус. Так что все в этой сфере меняется к лучшему.

Фото: из личного архива Надежды Чередниченко

Подписаться: