search Поиск
Редакция Москвич Mag

Мона Лиза 2.0: как нейросеть меняет образы персонажей знаменитых картин

6 мин. на чтение

Как выглядит Мона Лиза и «наше все» Александр Сергеевич Пушкин, знают все. Первая — с загадочной улыбкой, второй — с кудрями и бакенбардами. Но что если дать их канонические образы на откуп нейросети, чтобы она их перерисовала? Мы решили узнать, как преобразятся «Девочка с персиками», Венера и другие герои, чьи изображения так хорошо знакомы, если на них наложить фильтрумы.

Фильтрумы — новинка мобильного приложения Яндекса «Шедеврум». Это восемь режимов для обработки изображений, с помощью которых образы можно стилизовать под плюшевые или вязаные игрушки, кадры из мультфильмов, пиксельную графику, нарисованные кистью картинки, а также добавлять зимнюю атмосферу, неоновое свечение или красочные цветы.

Фильтрумы в приложении работают на базе нейросети YandexART. Она полностью перерисовывает изображение в выбранном стиле, сохраняя сходство с оригиналом. Для стилизации нужно выбрать один из фильтрумов и загрузить изображение из галереи мобильного устройства. Измененные нейросетью картинки можно опубликовать в ленте «Шедеврума» и скачать, чтобы отправить друзьям, поделиться в чатах, создать мемы, стикерпаки или использовать как аватарки.

Мы решили пропустить через фильтрумы героев известных картин, а еще Александра Пушкина и Фриду Кало.

«Мона Лиза»

Нейросеть не первая, кто пытается изменить облик главной героини Леонардо да Винчи. И по совместительству — самой загадочной. Точная дата написания картины неизвестна, как и наверняка не ясно, кого на ней изобразил итальянский художник. По одной из версий — супругу флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизу Герардини. Но это не точно.

С обликом «Моны Лизы» экспериментировали не раз. Марсель Дюшан в 1919 году пририсовал ей усы, Сальвадор Дали в 1954-м сделал автопортрет в образе Моны Лизы (и снова с усами), а Энди Уорхол множил изображения. А вот нейросеть YandexART применила к Джоконде пиксельную графику. Изображение получилось ярче оригинала. Цвет платья с коричневого поменялся на фиолетовый, а вместо скалистого пейзажа на фоне получилось что-то вроде расположенных уступами чайных плантаций или рисовых полей.

«Дама с горностаем»

«Дама с горностаем» — еще одна известная работа Леонардо да Винчи. Наряду с «Моной Лизой» полотно относится к числу четырех женских портретов мастера Возрождения. С «Дамой с горностаем» ясности больше. На картине да Винчи изобразил Чечилию Галлерани — любовницу миланского герцога Лодовико Сфорца. Художник был неплохо знаком со своей героиней. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, где обсуждали философию и другие науки. А письма к Чечилии да Винчи начинал со слов «Возлюбленная моя богиня… », из-за чего даже думали, что художник и модель были любовниками.

На полотне «Дама с горностаем» художник изобразил героиню в ожерелье из темного жемчуга и с тонкой фероньеркой в волосах. Образ получился сдержанным, а вот нейросеть как будто перенесла героиню прямиком в XXI век. Обработанный с помощью фильтрума «неон» портрет вполне тянет на кадр из фотосессии, которую можно было бы опубликовать в глянцевом журнале. Украшение в волосах нейросеть сохранила и, кажется, добавила Чечилии Галлерани стильные очки.

«Неизвестная»

«Неизвестная» — портрет кисти Ивана Крамского. Иногда картину по ошибке называют «Незнакомка» из-за одноименного стихотворения Александра Блока.

На полотне Крамской изобразил молодую женщину, проезжающую в открытом экипаже по Невскому проспекту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

Нейросеть решила, что героине нечего ездить в экипаже одной. И добавила ей двух спутников — пушистых серых котят. Все одним взмахом руки, вернее, фильтрума «плюш». Кстати, спинка сиденья экипажа тоже изменилась, а из-за спины неизвестной выглядывает еще один котик.

«Девушка с жемчужной сережкой»

«Девушка с жемчужной сережкой» популярна в поп-культуре. Знаменитая картина Яна Вермеера вдохновила американскую писательницу Трейси Шевалье на одноименный роман, в котором автор восстановила историю создания полотна. А в 2003 году по книге сняли фильм.

«Девушку с жемчужной сережкой» часто называют северной «Моной Лизой». И, как и работа да Винчи, полотно Вермеера окутано тайнами. Неизвестно, писал ли его голландский живописец на заказ и кто в таком случае был заказчиком, а также имя изображенной девушки. По одной из версий, художник написал собственную дочь Марию. Ставят под сомнение исследователи и то, действительно ли на героине сережка из жемчуга.

С «Девушкой с жемчужной сережкой» нейросеть поработала в стиле старых мастеров. Фильтрум «кисть» поменял холодные оттенки оригинала на теплые и сделал образ более чувственным. Жемчужина, правда, стала еще меньше похожа на жемчужину, и теперь в ухе у девушки, кажется, что-то серебряное.

«Девочка с персиками»

А вот с тем, кого Валентин Серов изобразил на картине «Девочка с персиками», все предельно ясно. На портрете — 11-летняя дочь Саввы Мамонтова Вера. Она находится у себя дома — в столовой усадьбы Абрамцево. Серов написал Веру сидящей за столом. На девочке розовая блузка с темно-синим бантом, а на столе — нож, листья и четыре персика.

Для юной героини картины хорошо подошел фильтрум «мульт». С ним девочка становится еще более милой и мультяшной. И в таком образе вполне могла бы стать героиней доброй анимированной истории.

«Рождение Венеры»

«Рождение Венеры» — одна из самых популярных картин флорентийской галереи Уффици. По одной из версий, Сандро Боттичелли написал полотно для Лоренцо Медичи. По другой — для одного из своих знатных современников, а в собственность семьи Медичи работа попала позднее.

На полотне Боттичелли проиллюстрировал миф о рождении Венеры. Обнаженная богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром.

С Венерой нейросеть пустилась во все тяжкие эксперименты. Фильтрум «пряжа» одел героиню с ног до головы. Внизу — желтое платье, на голове — красная шапочка.

«Портрет А. С. Пушкина»

Портрет Пушкина кисти Ореста Кипренского — одно из самых известных и популярных изображений поэта. Пушкин позировал для картины в июне-июле 1827 года, и в тот же год полотно впервые показали на выставке в Академии художеств.

Кипренский изобразил Пушкина с повернутой влево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед.

Многие хвалили изображение, но были и критики. Так, Карл Брюллов журил Кипренского за то, что Пушкин у него вышел не поэтом, а «каким-то денди». А у нейросети поэт получился почти что героем новогодней рекламы. Фильтрум «зима» добавил теплый шарф и праздничные украшения на фоне. Остается только гадать, что бы мог в таком образе прорекламировать Пушкин.

«Фрида Кало»

Фрида Кало написала много автопортретов. Из 145 картин маслом, созданных мексиканкой, 60 — собственные изображения. Свой интерес к жанру автопортрета Кало объясняла так: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Фрида Кало любила животных и цветы, а к ее изображению нейросеть применила фильтрум «цветы». Художница получилась молодой и загадочной, а неизменными осталась ее фирменные густые брови.

Фото: «Шедеврум»

Подписаться: